Герб города Кирсанова

Шубкин Николай Михайлович

Шубкин М.Н.

Николай Михайлович Шубкин закончил Кирсановскую среднюю школу № 1. В мае 1940 года закончил курсы шоферов и был призван на срочную службу в армию. Проходил ее на одной из погранзастав на границе с Финляндией.

Еще с вечера на 22 июня 1941 года машину рядового Шубкина загрузили ящиками с патронами. Предназначались они для учений, запланированных на воскресенье. Но начаться они не успели. Ночью заставу смяли ринувшиеся из-за границы танки. Шубкину еще в начале боя приказали разгрузить машину, отогнать в безопасное место. Выполнив приказ, он присоединился к стрелкам. Но их оставалось уже горстка.

Погранзаставы больше не было. Началось отступление. В уцелевшую машину Шубкин погрузил раненых.

Он довез их до Ленинграда, сдал в госпиталь. С тех пор боеприпасы и раненые стали постоянными спутниками Николая Шубкина на его фронтовых дорогах. Осенью 1941 года фронтовая судьба привела Шубкина к Ладожскому озеру, вошедшему в историю Великой Отечественной войны, как дорога жизни осажденного Ленинграда. Оно осталось единственным разрывом в кольце немецкой блокады, цепко охватившей город. Пока не замерзла вода, боеприпасы и продовольствие в Ленинград доставляли баржами. На них же вывозили из города людей.

В октябре в район Ладоги откомандировали из воинских частей всех шоферов с автомашинами. Сформировали из них 290-й автобатальон, в состав которого вошел и Шубкин. А в ноябре к ним прибыл представитель Ленинградского фронта. Задал показавшийся поначалу несерьезный вопрос: "Кто может пользоваться коньками". Отозвались на него меньше десятка, в том числе Николай. Из отдельного разговора с ними поняли: по Ладоге намечается строительство автомобильной трассы. Надо провести разведку, обследовать лед.

Им дали веревки, шесты, ломики. Велели держаться друг от друга на расстоянии 20 метров. Через каждый километр мерить толщину льда. При сильном морозе и ветре они прошли километров десять-пятнадцать, когда лед начал трескаться. Обмороженные, вернулись назад. А через неделю поход повторился. На семнадцатом километре встретились со встречной группой "конькобежцев", которая делала замеры льда от другого берега.

Через неделю по намеченной трассе пустили пробную машину, но она не вернулась. А когда лед окреп, по Ладоге была проложена автомобильная дорога.

О тех ледяных рейсах Николай Михайлович не может говорить без спазмы в горле. Каждый метр 35-километрового пути через Ладогу таил смерть. Самолеты бомбили их. Их налетало по семьдесят-сто. Машины горели и проваливались под лед.

Машины шли друг от друга с разрывами в пять-десять метров. С распахнутыми дверцами, притянутыми к кузову проволокой. Под кузовом двухметровые доски, за которые пытались ухватиться, когда машина проваливалась под лед. Во время ближней бомбежки единственное средство защиты - белый маскировочный халат. Шофер, если успевал, выпрыгивал из кабины, отбегал подальше, ложился на лед. Самым опасным был участок трассы под Шлиссельбургом, занятым немцами. Ладога здесь сильно сужалась, и автотрасса легко простреливалась с берега. Немцы не упускали этой возможности, подбивали и жгли машины, их груз.

Делал Шубкин эти рейсы с ноября 1941 года по март 1942-го, с ноября 1942-го и до той поры, пока была Ладожская трасса. В весенне-летнее время шоферы возили военные грузы по сухопутью.

В марте 1944 года Шубкин вез боеприпасы для прорыва немецкой обороны в Шлиссельбургском направлении. Изуродованная снарядами дорога оказалась перегороженной каким-то грузом из разбитой машины. У него стоял знак объезда, и Николай свернул в обозначенном направлении, и сразу оказался взрыв противотанковой мины. Машина разлетелась вдребезги. Николая отбросило в сторону. Он и трое из шестерых военных, которые ехали в кузове на боеприпасах, остались живы. Но конечно все ранены.

Николаю Михайловичу минные осколки поразили все тело, голову…

Домой в Кирсанов, на родную улицу I Трудовую, в дом № 15, где живет и поныне, Николай Михайлович вернулся инвалидом второй группы по зрению и с медалями "За участие в героической обороне Ленинграда" и "За победу над Германией".

Школа № 1. г. Кирсанова

См. также: С. Елистратов. "Чтобы помнили".

Наверх