Герб города Кирсанова

Ленинец
1989 год
(сентябрь-октябрь)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Газета выходит четыре раза в неделю: во вторник, среду, пятницу и субботу. Тираж 9020. Цена 2 коп. Редактор В.Е. Петровский.

01.09.1989
№ 140 (13702)

Нет, мы не тетрадки в клетку
Учитель об учителе

Известно, что на выпускных экзаменах в 10 классе появилась некоторая доля демократичности. А именно. При написании третьей темы сочинения по литературе ученик может теперь формулировать тему сам.

Но это-то, а особенно формулировка темы, оказалось для ребят, как ни странно, наиболее сложным. Потому, видимо, что разучились они с нашей помощью писать о том, что их волнует.

Тогда на экзаменах я их не поняла, а когда передо мной была поставлена почти аналогичная задача – выступить на августовской конференции учителей Кирсанова, тему придумать самой – я, действительно, призадумалась. Куда проще получить тему-вопрос и отвечать на него.

О чем говорить? Что волнует меня? А меня многое тревожит. Как все это выразить? К выступлению на конференции я подготовилась и выступила. Но думаю, что мои раздумья найдут живой отклик у учителей, у всех, кому дорог учитель.

Как преподаватель русского языка и литературы я хочу предложить вашему вниманию нечто вроде сочинения-размышления с некоторыми нелирическими отступлениями. А назвать свой опус я решила так (не судите строго за плагиат): «В женщине-учителе должно быть все прекрасно…» И, чтобы соблюсти форму, предпошлю три эпиграфа – высказывание политика, поэта, прозаика: «Женщине нужно вернуть ее истинное предназначение» (М.С. Горбачев). «С женщины начинается народ» (Е. Евтушенко). «Суть мира – в женщине» (А. Платонов).

Свое сочинение-размышление я хочу посвятить начинающим педагогам, надеюсь на внимание людей и с моим стажем работы, а также превышающим его.

Поводом к размышлению послужила следующая фраза из статьи учителя Васина, эта статья была опубликована в «Неделе» под названием: «Неуд.» за примерное поведение»: открытое письмо учителям, присутствующим на Съезде народных депутатов СССР»:

«Школа давно стала вредным производством, для многих непосильным. Учительницы наши блекнут на глазах, раннее старение, болезни, деформация женственности». И это написал учитель-мужчина, лицо, можно сказать, незаинтересованное.

Что имел он в виду, написав фразу деформация женственности? Попробую порассуждать, призвав на помощь классиков и прежде всего высокочтимого мною А.П. Чехова.

Это значит, на мой взгляд, опираясь на крылатую фразу А.П. Чехова, что в женщине-учителе стали далеко не прекрасными: лицо и одежда, душа и мысли. С нами, женщинами-учительницами, происходит то, что из женщин превращаемся по одному меткому выражению героини фильма «Дорогая Елена Сергеевна» в тетрадь в клеточку или в линеечку, это уже в зависимости, наверное, от предмета. Ученица так и говорит своей учительнице математики: «Вы не женщина, нет, вы – тетрадь в клеточку».

Итак, начнем с лица. Что же происходит с нашими лицами? Хотели бы мы себе признаться в этом или не хотели бы, но мы со временем становимся похожими друг на друга. Существует классический комплемент отличительной особенности внешности человека: «Лица необщим выраженьем», так вот нас, учителей, объединяет «лица общее выражение». Нас узнают безошибочно в толпе, в незнакомом месте, на нас школа, как на Мцыри тюрьма, «печать свою оставила». Даже морщинки у нас с годами одинаковые – жесткие, властная складка между бровей, взгляд почти гипнотический.

А замечали ли вы, как меняется наша внешность в зависимости от времени? Можно подумать, что это два человека: один идет на работу, а другой возвращается с работы. У людей других профессий я не замечала такой разительной перемены. Всю молодость свою и красоту кладем мы на алтарь школы, почти ничего не получая взамен.

Разве что голос из тихого превращается в громкий, и сразу по громким голосам можно определить, что идут по городу учителя.

А эмоции? Куда подевались восторг, восхищение, ликование? С годами мы сводим их на нет. И остаются лишь самые нехитрые: гнев, раздражение, негодование, брюзжание. И все это на лице, к тому же закомплексованность, деловитость, властность дополняют всю картину. «Сила женщины в ее слабости», - говорил когда-то К. Маркс, а мы вот предпочитаем быть сильными. Жаль, что мы не видим себя в тот момент, когда начинаем ругательски ругаться на учеников. Поставить бы каждому учителю по зеркалу, чтоб он хоть иногда, в минуты гнева, глядел бы на себя и ужасался. Понравилось, как однажды учительница из нашей школы сказала мне: «Ты знаешь, я не позволяю себе кричать на учеников, расходиться. Я представляю себе, каким некрасивым становится мое лицо в это минуту и как тяжело будет детям изо дня в день глядеть на него».

А по сему мой первый совет начинающим: «Сохраните прекрасными ваши лица, не позволяйте проникать в ваши черты микробу грубости, не оставляйте на дороге все многообразие эмоций, не подымите потом, как говорил некогда Гоголь о душевных движениях человеческих».

А одежда? Однажды учительница нашей школы с грустью сказала: «Давайте посмотрим на себя: разве мы одеты? Мы прикрыты!» И даже те вещи, которые на наш, учительский взгляд кажутся шикарными, по сравнению с теми, которые надевают на школьные вечера наши ученицы, кажутся нам уже из гардероба Золушки.

«И с каждой осенью мы расцветаем вновь», - скажем мы о себе, о своем внешнем виде словами поэта и добавим, глядя правде в глаза, спустя какой-нибудь месяц-другой: «Как хороши, как свежи были розы». Текучка, книги, тетради отнимают у нас столько сил и времени, что облачаемся мы потом в какую-нибудь самую простую одежду, почти что форму, нам бы еще виц-мундир какой-нибудь придумать.

И еще одно очень интересное явление происходит с нами. Когда мы видим молодых учителей, на наш взгляд экстравагантно одетых, мы осуждаем их, и странное дело, что никогда не признаемся себе, что такие платья мы уже не наденем, что фигуры уже не те, и макияж, как у молодых, будет выглядеть на наших лицах почти клоунским.

А иногда и хотели бы мы одеться. Да где же ее купишь прекрасную одежду? В ателье шить – только изуродуют. И сами в утешение себе говорим: «По одежде встречают – по уму провожают». А вот дети, давно зная о наших умственных способностях, и встречают и провожают нас по одежде.

Когда же начнешь рассуждать о душе, и того хуже. Стали «мертвыми» наши души, ну если не совсем «мертвыми», то очерствели – точно! Помните у поэта: «Лишь душа живая душу оживит». А сколько рядом с нами выросло «мертвых» душ, скольких мы не оживили. Старались сеять разумное, доброе, вечное, а всходы каковы: брошенные дети, папки с уголовными делами.

В самые тяжелые минуты размышлений мы, конечно, все издержки сваливаем на счет общества, родителей, мы облегчаем себе душу, но рана в ней не заживает.

Помните у В. Пикуля в «Каторге» есть такая фраза: «Политические ссыльные на Сахалине, уча детей, выпрямляли в их душах все, что было исковеркано их родителями». Быть может, это только фраза?

А как относимся мы к ученикам, совершившим неблаговидный поступок? Постараемся заклеймить позором, восстановим весь класс против него, одних заставим угодничать, других отучим от сострадания и жалости.

Видимо, теряем мы духовную связь с нашими учениками, утрачиваем инстинкт человечности что ли.

Наша загруженность, закомплексованность каменной стеной встают между нами и детьми, и не разрушить ее.

А образ жизни, который ведем мы? Это самый настоящий футляр, как сказал бы А.П. Чехов. Ведь мы тоже боимся ходить друг к другу в гости, писать письма, не потому, конечно, что боимся, а потому, что нам все некогда.

«Как скучно, как неинтересно вы живете! – почти по Чехову воскликнула наша бывшая ученица, умненькая девочка, теперь сама учительница. – Устраивали бы хоть детские праздники для своих детей, приемы по определенным дням: сегодня у одного, завтра у другого».

Милая моя девочка, какие уж тут приемы, когда так хочется выспаться.

«Спасайте свои души, как можете, не надевайте на свою жизнь футляр», - обращаюсь я опять к молодым.

Так что же нужно, чтобы вернуть женщине-учителю ее истинное предназначение? Изменить микроклимат в стране, наполнить его заботой о женщинах, избавить нас от очередей, дефицита.

Уменьшить количество часов. Кто сказал, что нагрузка 18 часов для учителя русского языка и литературы нормальная? Чтоб получали мы нормально за свой труд, чтоб могли путешествовать, хорошо одеваться. Чтобы было у нас много свободного времени, которое уделяли бы мы детям своим, близким, чтоб не деградировались бы мы как женщины.

Так что же? Все так мрачно и пессимистично? Нет, учитель, как и политик, все-таки должен быть оптимистом.

Но где же выходи из тупика? Давайте, как во все времена, раз не на что рассчитывать, полагаться на самих себя.

Ведь есть же в нашем коллективе О.А. Горбунова, у которой жизнь – типичная для классного организатор. Кажется, выть нужно от этой работы, но посмотришь на нее – и жить хочется, и так хорошо рядом с ней и взрослым, и детям.

Но одевается же В.С. Ромайкина на свою зарплату с таким вкусом, что каждый день получает комплементы.
А какими нитями притягивает к себе детей М.Н. Пахомова, что не рвутся они и после окончания школы.

А как умеет встречать гостей А.И. Карева и как хватает у нее на всех доброты. Какие умельцы Т.К. Ванеева и Т.К. Слепцова, все-то они умеют, вкус у них безупречный. А как органично сочетаются женственность и деловитость у О.К. Челноковой и Л.А. Шибанковой. А какой первоклассный юмор у В.В. Видяпиной, Ф.В. Щербаковой. Как жаль, что последней в этом году не будет с нами, как не будет Т.Ф. Солозобовой, К.В. Панкратовой, таких работоспособных и добрых. А какая эрудиция у В.И. Павловой и Ю.А. Байкуловой, чувство такта и терпение у Л.А. Сысоевой, а как помогают и поддерживают друг друга в трудную минуту В.Н. Омуткова и Н.А. Митрошкина, какой широкий кругозор у В.А. Плужниковой. Замечательные у нас учителя и начальных классов, особенно учителя старшего поколения.

Обращаясь ко всем коллегам, я хочу сказать словами А. Карпова: «На Канарских островах из 365 дней в году – 360 солнечные». Желаю вам такого же соотношения счастливых и менее счастливых дней в нашей жизни.

А теперь пожелание молодым, оно тоже достаточно известно: «Не жалея сил смолоду, надо работать на авторитет. И чем лучше вы будете работать, тем скорее авторитете начнет работать на вас». И от себя добавлю: «Работайте и живите так, чтобы лицо и одежда, душа и мысли были прекрасны».
Н. Бурякова,
учительница средней школы № 85.

23.09.1989
№ 153 (13715)

Это и наша история
К 70-летию со дня рождения драматурга Д.П. Девятова

Спросите кирсановцев: «Кто такой Дмитрий Девятов?» Кто-то пожмет плечами, кто-то выскажет предположение, а может, и догадку, однако найдется не так много людей, которые бы дали на этот вопрос более точный ответ.

Дмитрий Прокофьевич Девятов – драматург. Наш земляк. Родом из Двойневки, что близ Кирсанова. Окончил вначале Уваровщинскую (тогда семилетнюю), потом железнодорожную (ныне № 85) среднюю школы. Учился в Московском институте журналистики, затем в Ленинграде – в институте имени Н.К. Крупской. Защищал колыбель революции – город на Неве. Удостоен наград: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу».

Работал корреспондентом «Тамбовской правды». Поездки, встречи с людьми дали ему богатый материал для литературной деятельности. Он написал десять пьес, большинство из которых о сельской жизни. Пьеса Дмитрия Девятова «В Лебяжьем» сделала его имя известным далеко за пределами Тамбовщины. Она шла в Москве на сцене драматического театра имени Станиславского. Потом ее ставили в других театрах страны. Спектакль «В Лебяжьем» получил высокую оценку зрителей. Он был удостоен Государственной премии за 1951 год. В театрах с успехом шли и другие пьесы Девятова.

23 сентября 1989 года Дмитрию Девятову исполнилось бы 70 лет. Он рано, в 49 лет, ушел из жизни полный творческих сил и замыслов. Похоронен, как и завещал, в Кирсанове на Козьмодемьяновском кладбище, в той могиле, где и родители. На неброском сером мраморном памятнике – его фотография и надпись «Драматург Д.П. Девятов».

Дмитрия Прокофьевича хорошо знал, часто встречался и переписывался с ним местный журналист И.П. Липунцов. Он оставил о Девятове свои воспоминания. В одной из публикаций в гавриловской районной газете «Свет Октября» Иван Петрович писал: «С Дмитрием Девятовым меня свела газетная работа. По делам редакции Девятов (он был разъездным корреспондентом газеты «Тамбовская правда») несколько раз бывал в Гавриловке. В эти годы он только накапливал материалы для будущей пьесы, оформлялся как драматург».

Вернувшись из поездки в Булгаково, вспоминает И.П. Липунцов, Девятов достал блокнот и прочитал первую запись: «Мой колхоз – жизнь и кровь моя!» Спросил:
- Знаешь, кто сказал такую фразу? Председатель колхоза «Россия» Георгий Дмитриевич Королев. А бухгалтер Леонид Кузнецов о зерне яровой пшеницы отзывался так: «Им можно заряжать шомполку, словно дробью». И тут же добавил:
- Какая фраза! Стреляет!

Потом Девятов зачитал услышанную в Булгаковке поговорку: «По былинке – стог, по зернышку – ворох, по пчелке – улей». О колхозном деде-пчеловоде сказал: «Его кровь на меду замешана».

Позже, читая пьесу «В Лебяжьем», рассказывает И.П. Липунцов, он, как с родными, встречался в ней с булгаковскими мужиками, с их «стреляющими фразами».

Писатель А.В. Стрыгин – тоже наш земляк, друг Дмитрия Девятова – в своих воспоминаниях пишет: «Все мы были свидетелями упорной работы Девятова над пьесой «В Лебяжьем», свидетелями головокружительного успеха спектакля, получившего Сталинскую премию… Кирсановцы могут гордиться своим талантливым драматургом, навсегда оставившим память о себе и своих земляках пьесой «В Лебяжьем», вошедшей в сокровищницу советской драматургии».

Театральный критик, профессор В.Ф. Пименов в книге очерков «Год за годом» отзывается так: «Жизнь Девятова-драматурга была короткой, у него было много замыслов, о многом он хотел еще сказать в своих пьесах, но главной темой, до конца еще не высказанной, была тема сельской жизни»…

Во многих пьесах Дмитрия Девятова, как в зеркале, отражается и наш край, прототипы их героев – крестьяне сел Тамбовщины. Через них, их поступки и действия раскрывается и наша история. Об этом не надо забывать.
В. Кузнецов.

14.10.1989
№ 165 (13727)

Экскурс в прошлое

Кирсанов как поселение возник в конце XVII века. Первоначально за поселением было закреплено два называния: Пурсованье и Кирсаново. С течением времени первое было забыто, а поселение стало называться Кирсаново, по имени одного из первых поселенцев Хрисанфа Зубакина (в простонародье – Кирсан). В селе насчитывалось 75 дворов, общая численность населения – 500 человек.

Важной предпосылкой развития Кирсанова было его транспортное положение, вызвавшее рост сельскохозяйственного производства, развитие промыслов, зарождение торговли и увеличение численности населения. Село оказалось в узле формирования трактов и скотопрогонных путей, которые четко определились во второй половине XVIII века.

Через Кирсанов проходили дороги из Поволжья к селу Морше на реке Цне, к городам Тамбову и Козлову. Трактовые пути на юг давали выходы к Балашову, на Дон, к городам Борисоглебску и Воронежу.

В 70-х годах XVIII века по указу Екатерины II в России была проведена административная реформа. В результате этой реформы в 1779 году из села был образован уездный город Кирсанов Тамбовского наместничества, а несколько позже (в 1796 году) – Тамбовской губернии.

Город в это время размещался преимущественно по правобережью реки Пурсовки. Его застройка состояла из 605 обывательских дворов, 15 деревянных лавок и одной деревянной церкви.

В 1781 году императрицей Екатериной II утверждается герб города. В верхней его части, согласно положению, был помещен герб губернского города Тамбова: «на лазоревом фоне улей и над ним три золотых пчелы, земля зеленая», в нижней изображались две степные птицы, кулички-травнички, «в знак того, что оных в окрестностях сего города изобильно число».

В 1804 году утверждается новый генеральный план города. По генеральному плану город был разбит на прямоугольные квадраты небольшого размера. В целом план имел регулярную планировку, которая при дальнейшей застройке сохранилась до наших дней.

На плане показаны существовавшие главные сооружения: церковь Николая Чудотворца, присутственные места, городская дума, лавки для продажи соли, винный «магазеин», тюрьма, питейные дома, мост. Все постройки были деревянными. Генеральным планом были определены места для церквей, присутственных мест, магазинов и лавок, обывательских домов. Всего по плану было намечено две большие и тринадцать малых улиц. В центре предусматривалась главная площадь с двумя корпусами лавок и каменной церковью.

В подъеме экономики города большую роль сыграло строительство железной дороги, которая прошла через Кирсанов в 1875 году. Город начинает быстро расти и застраиваться. Появляются каменные особняки купцов и мещан. К 1910 году из 1151 жилого здания каменных было 118. В городе имелась одна больница, женская гимназия, реальное училище, 6 церквей, несколько церковно-приходских школ, женский монастырь. 41 трактирное заведение. В это время город имел уже 15 улиц, в его планировке хорошо была видна прямолинейно-квартальная структура.

Промышленное развитие города было слабым, к 1913 году здесь насчитывалось 6 предприятий, на которых было занято 114 рабочих, а валовая продукция составляла 1 млн. рублей. Развивалось мукомольно-крупяное производство (90 процентов от всего производства города). Из трех крупных по тому времени паровых мельниц выделялась мельница Крылова, размещавшаяся на железнодорожной станции и имевшая новейшее оборудование. В городе работали вагоноремонтные мастерские, чугунолитейный, маслобойный и пивоваренный заводы.

В начале XIX века в городе открылась женская гимназия, была общедоступная библиотека им. Кривцова, купеческий клуб, реальное училище.

Численность населения в 1913 году составляли 11185 человек, преобладали низшие сословия – мещане, значительную прослойку составляли чиновники уездных учреждений. Подлинными хозяевами города были купцы-хлеботорговцы, задававшие тон во всех сферах городской жизни.

В советское время жизнь Кирсанова, как и многих подобных ему городов страны, претерпела глубокие изменения. Коренная ломка социально-экономического уклада, создание нового, социалистического производства, развитие новой культуры – наиболее характерные явления социалистического переустройства города.

Советская власть в г. Кирсанове была установлена 12 февраля 1918 года. В начале марта 1918 года в здании кинотеатра «Модерн» (ныне Кирсановский краеведческий музей) состоялся I уездный съезд Советов.

В июле 1918 года в Кирсанове был создан Укомбол (уездный комитет партии большевиков), который разместился в здании бывшей Земской управы (сейчас Дом пионеров).

Кулацко-эсеровский мятеж под предводительством Антонова, вспыхнувший на Тамбовщине в 1920 году, не обошел стороной и Кирсанов. Антоновцы решили захватить город в апреле 1921 года, но были разбиты. В неравной схватке на Соборной площади (ныне площадь Революции) от рук бандитов погибло много кирсановцев. Защитники власти Советов похоронены в братской могиле на площади Революции, где поставлен памятник.

Тяжелые экономические условия, вызванные гражданской войной, действиями кулацко-эсеровских банд, затрудняли налаживание промышленного производства в городе. Предприятиям недоставало сырья, оборудования и материалов, в тяжелом состоянии находилось энергосиловое хозяйство. Отсутствовали квалифицированные кадры специалистов.

В 1924-1925 годах промышленное производство Кирсанова ориентировалось на переработку местного сельскохозяйственного сырья. В городе работали мукомольные предприятия, просорушки. На базе разрозненных ремесленных производств прошлого стали создаваться кооперативные артели кустарей, производящие одежду, обувь, некоторые виды металлоизделий.

В предвоенные годы появляются новые предприятия: маслозавод, птицекомбинат, элеватор, овощеконсервный завод, литейно-механический завод, тракторные мастерские с ремонтно-механическим производством. В это время в промышленности города было занято более тысячи рабочих, валовая продукция составляла 7,5 млн. рублей (данные 1936 года).

С образование Кирсановского административного района, входящего в Тамбовскую область (создана в 1936 году), возросла роль города как культурного центра. В нем действовали 5 общеобразовательных школ, в т.ч. четыре средние (1939 г.), педучилище, медрабфак, школа медсестер, техникум, музыкальная школа. В городе были открыты районный Дом культуры, кинотеатр, краеведческий музей, 9 библиотек. Выходила районная газета «Кирсановская коммуна».

В годы Великой Отечественной войны Кирсановским райвоенкоматом было призвано на фронт около 29 тысяч человек, из них 13442 погибло, 1501 пропал без вести. Двенадцати кирсановцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

В настоящее время в Кирсанове 14 промышленных предприятий, 5 средних школ, два профтехучилища, совхоз-техникум, авиационно-техническое училище гражданской авиации. Кирсановский краеведческий музей ежегодно посещают 15,5 тысячи человек, Кирсановская центральная библиотека с филиалами обслуживает 12 тысяч читателей.

Композиционным центром города является площадь Революции, на которой расположен кинотеатр «Россия». Напротив кинотеатра, в сквере, в 1988 году открыт памятник павшим кирсановцам в годы Великой Отечественной войны, рядом с которым зажжен Вечный огонь.
Растет и благоустраивается город Кирсанов, которому 16 сентября 1989 года исполнилось 210 лет.
Т. Гамиловская,
научный сотрудник
краеведческого музея.

21.10.1989

Чем ты славен, - город родной?
Кирсанову – 210 лет

16 сентября 1779 года, гласит история, императрица всея Руси Екатерина Вторая издала Указ, в котором повелела: «Село Кирсаново Тамбовского наместничества преобразовать в город Кирсанов. Дабы город этот государству российскому полезен стал».

С тех пор прошло 210 лет. Однако Кирсанов не стареет, наоборот, молодеет. Вместо ветхих одноэтажных домов вырастают многоэтажные. На юго-западе и востоке появились новые микрорайоны. В асфальт одеваются улицы. Сохранились, обновились торговые ряды, преображаются скверы и парки. Растет и развивается промышленность. Город становится индустриальным. Здесь выпускают машины для текстильной промышленности и тракторные лопаты для сельского хозяйства, производят сухое молоко и сахар, шьют одежду и ремонтируют автомобили, тракторы. Готовят кадры разных специальностей. Через Кирсанов проходят автомобильные и железная дорога. Город по-прежнему, как и 210 лет назад, славится своими базарами. В четверг и воскресенье сюда приезжают торговый люд и покупатели не только со здешней округи, но такие и из соседних областей.

Двухсотдесятилетний юбилей Кирсанова отмечен, как никогда, празднично. 15 октября на колхозном рынке, в Каменных рядах, на улице Красноармейской провели ярмарку. Как и в былые времена, всякого товара на ней было – глаза разбегаются. Народ пошел деньжистый – покупает не торгуется. На ярмарке не было каруселей и лошадей с телегами и арбами. Зато были всех цветов радуги легковые автомобили. Были современные кооператоры, но не было коробейников. Было много дорогих товаров и мало дешевых. Не было, как обещали, аукциона, была вещевая лотерея.

На площади Революции состоялось массовое театрализованное представление.
…Через динамики доносится бой курантов. Идут знаменосцы. Звучат фанфары: «Слушайте все!» Диктор говорит:
- Сегодня все мы на параде, сегодня долгожданный день! Кирсанов в праздничном наряде, и радостны глаза людей!

И действительно, все вокруг сверкало под лучами яркого солнца. Играла музыка. Улыбались люди. На специальных возвышениях – два герба: СССР и города Кирсанова. Плакат с цифрами «1779-1989». Снова слышны слова диктора:
- Наш город и красив, и светел – он на марше пятилетки трудовой. Свой год двухсотдесятилетний встретил в одном строю с народом и страной!

На трибуну поднимаются руководители города, передовики производства, гости. Выходят парни и девушки в национальных русских костюмах. В руках у одного парня гармошка, у девушки – рушник с хлебом и солью. По площади проезжают мотоциклисты с флагами, на которых начертано «210 лет». Передовые люди предприятий проносят флаг города. И снова звучат фанфары «Слушайте все!» Директор извещает:
- Слово предоставляется заместителю председателя исполкома городского Совета народных депутатов Валерию Викторовичу Устюгову.
Подойдя к микрофону, он сказал:
- 210 лет назад зародился город Кирсанов. Много воды утекло с того времени. В течение двух веков наш город повидал деспотизм царизма и героические дни Октябрьской революции, величие народа, большое людское горе в Великую Отечественную войну и радость социалистического созидания. За свою короткую историю Кирсанов стал городом с развитой промышленностью. И хотя в России он стоит в ряду малых городов, однако каждому из нас Кирсанов дорог и любим. Здесь мы родились, живем, здесь многие из нас получили путевку в жизнь. И где бы потом мы ни находились, встреча с Кирсановом всегда вызывает чувство радости.

В нашем городе пока не все благоустроено. Однако кирсановцы, как и весь советский народ, активно участвуют в перестройке общества. Встречаются немалые трудности – и они преодолеваются. На предприятиях растет производительность труда, крепнет экономика, все больше средств выделяется на социальные преобразования: строится жилье, улучшается быт горожан, меняет облик, хорошеет наш город. Впереди у него много славных и доблестных дел.

От имени исполкома городского Совета народных депутатов В.В. Устюгов поздравил горожан с юбилеем – 210-летием Кирсанова.

По площади движутся автомашины. На каждой из них – транспаранты, плакаты, рассказывающие, с какими достижениями пришли трудящиеся города к юбилею Кирсанова.

Головная автомашина представляет завод сухого обезжиренного молока. Коллектив его досрочно выполнил годовые планы по всем показателям. На заводе работает в основном молодежь. А ей, молодежи, присуще дерзание. На предприятии выпускают качественную продукцию, за что в городском, областном, республиканском и всесоюзном соревновании коллектив его удостоен переходящих красных знамен. Является участников ВДНХ СССР. Люди завода СОМ держат не только производственную марку, но также смело решают многие социальные вопросы. На предприятии в основном решена жилищная проблема, малая продовольственная программа.

Следует автомашина авторемонтного завода. Рабочие и служащие его успешно выполнили план девяти месяцев. Тон в соревновании здесь задают электромонтер Т.Н. Чуфистова, сверловщик Н.Н. Обрядин, токари Ю.М. Балакин и Н.В. Некрылов, слесарь В.С. Лемешко, электромонтер А.В. Свинцов и другие.

Тестильмашевцы демонстрируют, какую продукцию они выпускают. На предприятии гордятся своими передовиками – формовщицей Т.С. Ляминой, слесарем В.Н. Бурцевым, токарем В.В. Шепелевым, инженером-конструктором Н.С. Рогушиным.

У саахарников горячая пора – идет переработка сахарной свеклы, выращенной на колхозных и совхозных полях. Урожай ее в районе нынче неплохой – в среднем собирают по 220 центнеров корней с гектара. Решается задача – полностью ее убрать и дать как можно больше сахара на потребительский рынок. На заводе соревнование возглавляют оператор И.В. Бахарев, начальник смены Н.В. Зобова, сатуратчица Т.В. Решенцова, центрифуговщик В.П. Кривяков, слесарь В.П. Бритвин.

На автомашине ремонтно-технического предприятия агрокомбината четко обозначены цифры. Они показывают, что коллектив его на 101,3 процента выполнил план по выпуску валовой продукции, реализовал ее на 101,4 процента. Передовиками здесь являются слесари В.Н. Варначкин, В.А. Коньков, Ю.В. Алымов, В.В. Борисов, бригадир слесарей Н.П. Ситников.

Какие успехи у строителей МПМК-2? Они ввели в строй цех гранулированных кормов в колхозе «Память Кирова», сдали 12-квартирный жилой дом. Кто из них лучшие? Плотники С.Н. Филимонов, А.А. Загуменников, штукатур А.Б. Васильева, каменщик Н.А. Исаев.

С какими показателями к юбилею пришли автомобилисты предприятия «Кирсановавтотранс»? План девяти месяцев по доходам они выполнили на 115,6 процента, по договорам – на 146,3, по прибыли – на 125,5 процента. Немалый вклад в это внесли передовые водители Ю.Н. Агановский, В.И. Зубченков, В.А. Яшкин, В.И. Поминов.

Справились с выполнением плановых заданий за девять месяцев рабочие и служащие консервного завода. Во главе соревнования здесь идут В.Б. Маркидонова, О.Г. Горубнова, П.Ф. Клочков и другие.

А как дела у автомобилистов автоколонны № 1803? И они перевыполнили план по грузообороту. На перевозках сельскохозяйственной продукции сейчас по-ударному трудятся В.Я. Корнаущенко, М.М. Покалин, Н.В. Болдырев и другие.

Добился успеха коллектив среднего профессионально-технического училища № 27. План девяти месяцев он выполнил на 140 процентов. Кто больше всего этому способствовал? Н.Я. Татарникова, Л.В. Лысых, Т.П. Трушина, Р.А. Климаченкова, Л.С. Муравьева.

Тружеников района предоставлял на празднике колхоза «Память Кирова». На его автомашине – цифры: получено с гектара по 31,1 центнера зерна, по 250 центнеров корнеплодов. Собирают высокий урожай кукурузы на зерно. Впереди соревнования идет цех по производству свинины. Среднесуточный привес на голову здесь составил 419 граммов. Названы лучшие люди: В.Ю. Зеленцас, В.С. Блохин, Н.Н. Топорков, А.А. Найденов.

Труженики района досрочно завершили годовые планы продажи государству мяса, молока, шерсти. Сейчас прилагают все силы, чтобы закрыть план по поставкам сахарной свеклы.

Есть успехи и у городской сферы обслуживания. План девяти месяцев по товарообороту она выполнила на 104,5 процента, по оказанию платных услуг населению – на 100,4 процента.

Еще издали послышались переливы колокольчиков. Раздались окрики: «Расступись, народ!» На площадь въезжает карета. В ней царственно сидит, лениво обмахивая себя веером, Екатерина Вторая. Это ученица СПТУ-11 Вера Милосердова на несколько минут как бы приняла «трон» державный. Проезжая, она повелительно окидывает своим оком людей, словно вопрошает:
- Как вы, кирсановцы, бережете честь своего города?
А история Кирсанова – это история нашей страны. Она напоминается зрителям в театральных сценках. В них показывается и забитость людей, подневольный их труд во время крепостного права, жестокая эксплуатация народа зарождающимся капитализмом России. Раздаются слова диктора:
- Кирсанов! Ты веками встарь жил судьбой сиротскою, твою спину государь стегал нужной и плеткою.

Пробуждался народ. Он встал на борьбу с деспотизмом. На площади появляются рабочие с красным флагом. Один из них говорит:
- Мы не добьемся лучшей доли, пока не почувствуем себя товарищами, крепко связанными одним желанием – бороться за свои права!
Летят брошенные рабочими листовки. Свистит городовой. Бегут солдаты с винтовками. Они становятся в оцепление… И тут властно звучит «Интернационал». Диктор возвещает:
- О Великий Октябрь! Наконец распрямил трудовой народ свои сгорбленные спины и солдаты обратили против истинного врага свои винтовки!

Солдаты перестраиваются в революционные порядки. В петлицах у них – красные банты. Над площадью развеваются лозунги «Вся власть – Советам!» - «Земля –крестьянам!» - «Мир – народам!»

По площади идет отряд комсомольцев. Впереди – юноша с красным флагом, рядом с ним – гармонист. Навстречу движется компания подвыпивших сельских кулацких сынков: Остановились. Злобно посмотрели друг на друга. Комсомольцы пошли дальше. Вдруг – выстрел. Знаменосец падает, бандиты разбегаются. Слышны последние слова знаменосца:
- Видно, мне не комиссарить! Знамя, братцы, сберегите. Чтобы с ним – в атаку! За Кирсанова красный, за власть Советов…
Звучит песня «Мы жертвою пали». Диктор напоминает, что при установлении Советской власти от пуль кулацких обрезов погибли Антон Павлович Косякин и пятеро его сыновей, начальник Оржевской милиции Становых, многие пали в схватке во время налета антоновских банд на Кирсанов. Они похоронены в братской могиле на площади Революции. Вечная им память!

И снова колонны. По площади развиваются флаги союзных республик. Молодежь несет лозунги «Учиться, учиться и учиться!» Слава героям-челюскинцам!» «Даешь Магнитку!» «Даешь Днепрогэс!» Оркестр играет марш. Раздаются чеканные слова диктора:
- Отгремели бои за Советскую власть, жизнь свою люди начали заново! И со всею страной жили жизнью одной патриоты родного Кирсанова.

Духовой оркестр заиграл вальс. На площади в вихре танца закружились пары. И вдруг… загудели самолеты, взревели сирены, послышались взрывы бомб. На лицах людей тревожное волнение… Музыка доносит песню «Священная война». Плакат призывает «Родина-мать зовет!» Диктор произносит слова:
- Когда над страной гроза прогремела и враг с собою принес нам беды, рядом со всеми сражались смело кирсановцы – наши отцы и деды.

Оркестр играет «Прощание славянки». Колонны юношей уходят на фронт. Диктор продолжает:
- На фронтах Великой Отечественной войны, отстаивая свободы и независимость нашей социалистической Родины, сражалось более 30 тысяч кирсановцев. Половина из них не вернулась с полей сражений. Бессмертны их подвиги!

Имена многих из них высечены на гранитных плитах возле памятников и обелисков на площади Революции Кирсанова и в селах района. Двенадцать кирсановцев за ратные подвиги удостоены звания Героя Советского Союза, двое стали полными кавалерами ордена Славы, тысячи наших земляков награждены боевыми орденами и медалями. Одна из улиц города носит имя Героя Советского Союза Константина Ивановича Жукова.

Оркестр исполняет песни военных лет. Диктор говорит:
- Меньше года были мы в солдатах, четыре года были на войне, и на рейхстаге в мае сорок пятом автографы писали на стене.

Торжественно и величаво оркестр исполняет песню «День Победы». Также торжественно раздаются слова диктора:
- С той нелегкой победной войны возвращались России сыны. Орденами гордились бойцы! С ними шли и кирсановцы!

Звучит марш. На импровизированную сцену поднимаются ветераны войны и труда. Хор в их составе исполняет песню «Ветераны поют». От зрителей бегут дети. Они вручают ветеранам цветы. И снова голос диктора:
- Взвивайся, песня, рей над маршем красных рот. Вперед, время! Время – вперед!

Едут мотоциклисты. Над ними реют флаги. На них слова «Пе-ре-строй-ка!» Следом – костюмированное представление. Показываются «антиперестроечные силы» - бюрократы, взяточники, кляузники, расхитители, лодыри, пьяницы, хулиганы, спекулянты, самогонщики. Выезжает поливальная машина с лозунгом «Всех паразитов смоем, жизнь страны перестроим!»

А праздник на площади продолжается. На помосте – спортсмены совхоз-техникума во главе с тренером А.П. Проскуриным. Они показывают искусство рукопашного боя. Слышится песня В. Высоцкого «Сыновья уходят в бой».

Спортсменов сменяют воины-интернационалисты. О подвиге кирсановцев-афганцев рассказывает горрайвоенком И.А. Оганесян. Чеканя шаг, к трибуне подходят призывники Советской Армии. Раздаются напутственные слова диктора:
- Нет долга выше, благородней, и чести выше нет иной, чем служба в армии народной, чем в службе армии родной! Армия всему тебя научит – знать автомат и пулемет искусству ратному обучит, чтобы смог ты защитить народ!

В адрес призывников было сказано много теплых напутственных слов. Подбегают к нам девушки, дарят цветы, подарки. Одна из них говорит:
- Ребята! От имени всех девушек города желаю вам отличных успехов в службе, здоровья и возвращения в родной Кирсанов. Вы служите, мы вас подождем!

У микрофона преподаватель средней школы № 3 Л.А. Любакова. Она читает стихи «Мы любим свой город». Хор исполняет песню о Кирсанове.

К трибуне подъезжает «Волга». Из нее выходит слесарь авторемонтного завода В.С. Лемешко. Вместе с ним к микрофону подходит заместитель председателя горисполкома В.В. Устюгов. Он говорит:
- По решению исполкома городского Совета народных депутатов присвоено звание «Почетный гражданин Кирсанова» слесарю по сборке двигателей авторемзавода Валерию Семеновичу Лемешко. Валерий Семенович – коренной житель Кирсанова. Здесь он родился, окончил среднюю школу и авиационно-техническое училище гражданской авиации. Пришел работать на завод. Стал мастером своего дела. Неоднократно был победителем городского и Всесоюзного социалистического соревнования. Имеет государственные награды. Удостоен Почетной Ленинской грамоты. Коммунист. Избран кандидатом в члены городского комитета партии.

К Почетному гражданину подбегают дети. Они вручают ему цветы. Две девушки в национальных русских костюмах надевают В.С. Лемешко красную ленту с надписью: «Почетный гражданин Кирсанова». Валерий Семенович обещает достойно носить это звание. Диктор объявляет:
- Лучезарный свет разлился – новый человек родился!
На помосте – молодые родители Антоновы – Ирина Анатольевна и Сергей Владимирович с дочерью Светланой. Депутат городского Совета Н.М. Шамова, Почетный гражданин В.С. Лемешко поздравляют молодых супругов Антоновых с рождением их дочери – нового жителя Кирсанова. Взяв слово, В.С. Лемешко сказал:
- Светлана! Сегодня ты мала. О тебе позаботятся мама, папа, бабушка и дедушка. Когда станешь взрослой, поймешь, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, что ты сделаешь доброго для людей, какой оставишь после себя след на земле. Расти честной, трудолюбивой, порядочной в больших и малых делах, уважай родителей и старших. Никогда не оставляй в беде человека. Поддерживай честь коллектива, в котором будешь учиться и работать. Помни, счастье – это радостный труд на благо народа. Ты родилась, когда Кирсанов праздновал свой 210-й юбилей. Мы приглашаем тебя, когда город будет отмечать 250-летнюю годовщину. На празднике ты будешь почетным и желанным гостем. Счастливого тебе жизненного пути!

Депутат Н.М. Шамова и Почетный гражданин В.С. Лемешко передали родителям Светланы письмо в будущее. Когда девочка подрастет, научится читать, она прочтет это письмо-наказ старшего поколения. В честь нее звучит музыка Чайковского. Она величаво плывет по площади.

И снова сигнал фанфаристов «Слушайте все!» Знаменосцы выстраивают дорогу к Вечному огню. Диктор:
- Слышите! Чеканят шаг полки в величавом свеет Вечного огня! Это встали из бессмертия земляки, не дожившие до нашего дня.

Сквозь тишину доносится музыка Рахманинова. На глазах людей навертываются слезы. К гранитному памятнику воинам у Вечного огня возлагаются цветы.

Светом благородной памяти озаряют кирсановцы имена павших земляков. Героев не коснется забвение. И пусть в каждом нашем деле, во всех наших делах стократно повторится беззаветное мужество павших героев.

Дикторы Татьяна Щербакова, Александр Болотин были немалым украшением праздника. Доходят до сознания людей их слова:
- Продолжается жизнь, продолжается мирно и мудро, и работает город поэтов, строителей и заводчан, в рядовое, по сути, святое и светлое утро я шагаю навстречу твоим деловитым лучам.
- Я иду – мой маршрут будет самым желанным и модным. Я иду – и себе самому говорю: посмотри, повезло ж мне работать и жить в этом городе чудном, где все люди красивы, всех краше, хотите пари?!

По площади мчится карета. Та самая, в которой так важно восседала императрица Екатерина Вторая – Вера Милосердова. Теперь в ней ехали супруги Антонина и Александр Сысоевы. В такт колокольчиков вписываются переливы гармошки. Антонина Сысоева залихватски и озорно поет частушки.

Это стало началом как бы нового продолжения праздника – концерта художественной самодеятельности. Один коллектив сменяет другой. Ошибается тот, кто считает, что в Кирсанове нет талантов.

Авторемзавод представил интересную программу. Зрители дружно аплодируют, когда хор исполняет песни «На тамбовских просторах», «Русский чай», а женская и мужская вокальные группы – «Родная земля», «Веселые девчата», «Солдатушки – браво, ребятушки!», «Теща». Простые рабочие, а как поют! Свои таланты помогают им раскрывать преподаватели музыкальной школы Н.Р. Смородина и В.А. Шамов.

На помосте – самодеятельные артисты промплощадки газопровода. Они покорили горожан своими танцами. Тепло были приняты сестры Дингус с хлебокомбината. Они исполнили песни «На тропинке лесной», «Деревенька моя».

Может, никто не подозревал, что на фабрике «Победа» многие девушки и женщины участвуют в художественной самодеятельности. Там и вокальные группы, и свои, пользующиеся всеобщим признанием, солисты. О Маргарите Слащилиной говорят, что песня «Перекати поле» в ее исполнении глубоко западает в душу.

Признанные артисты есть и на заводе «Текстильмаш». Клавдия Акимова, Нина Шапошникова с глубоким чувством исполнили песни «У всех мужья молодые», «На пароме».

С большой лиричностью, теплотой прозвучали песни «Сережа», «Цветет сирень у дома нашего» в исполнении работницы фабрики «Юность» Тамары Никитиной.

Приветствовали кирсановцев и сельские самодеятельные артисты – из Соколова, Калаиса, Марьинки, совхоза-техникума, СПТУ-11. Сильный, под стать оперной певице, голос у Марии Верещагиной из Соколова. И пени тому подтверждение – из оперы «Наталка-полтавка», украинская – «Ганзя».

Запоминающимся был праздник – интересным, веселым, радостным, поучительным и воспитательным. Кто присутствовал на нем, остались довольны. Многие высказывали: «Почаще бы так! Не ждать же очередного юбилея!» И кто-то неуверенно добавлял: «Где взять спонсоров?» Действительно, где? Кто откликнется на этот призыв?
Перестраиваясь, как сломать старые, отжившие методы в культмассовой, идеологической работе?
В. Кузнецов.

24.10.1989
№ 170 (13732)

Изживая бюрократизм…
ВЛКСМ: позывные истории

XIX Всесоюзная партконференция призвала коммунистов, всех трудящихся активнее развернуть борьбу с бюрократизмом во всех звеньях управления, во всех сферах жизни общества. Активно ищет пути изжития бюрократизма и Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, находящийся на переломном этапе своего развития. Но, к сожалению, довольно часто комсомольцы по-нигилистски относятся к историческому опыту ВЛКСМ. Забвение же уроков прошлого, как это доказывает наша история, всегда приводило к мучительному повторению ошибок.

Неподдельно ценен сегодня опыт периода новой экономической политики, которую современная историография справедливо оценивает как систему мер, включающих одним из главных звеньев борьбу с бюрократизмом.

Уже в период перехода к нэпу (1921-1923 гг.) заметны сдвиги в отходе комсомола от административо-бюрократических методов «времен военного коммунизма». Однако нельзя утверждать, что бюрократизм был уже изжит, как пытались утверждать некоторые ретивые комсомольские вожаки.

С этими утверждениями, например, расходится такой факт. Грандиозный праздник устроил Кирсановский уком РКСМ в ознаменование Международного юношеского дня в сентября 1923 года. Однако уком не учел, что в это время в разгаре были сельскохозяйственные работы. Наоборот, в отчете о празднике он даже ставит в укор беспартийной молодежи, что она не оторвалась от работы.

На местах очень быстро обновлялись кадры руководящих работников. Переброски из уезда в уезд отнюдь не способствовали глубине внимания приезжих секретарей в суть местных проблем комсомола, вели к кадровой чехарде. На этой почве множились явления «дорожного романтизма». Появлялись заявления комсомольцев в губком с просьбой перебросить их в другую губернию, т.к. «на Тамбовщине им работать надоело». И губком потворствовал таким желаниям.

Проявлялся бюрократизм и в приеме в комсомол. В Кирсанове в Международный юношеский день ребята один за другим записывались, а через неделю уходили из союза.

На партийных собраниях и конференциях все чаще слышна тревога коммунистов, отмечающих бездумный перенос комсомола в свои ячейки всего, что делается во «взрослых» организациях. «Вожди комсомола стараются командовать как командиры дивизий», - прозвучало с трибуны пленума Тамбовского губкома РКП(б). Член губкома Варейкис, подчеркивая, что «копия всегда хуже подлинника», описал случай, когда он ездил с инструктором укоммола на обследование ячеек, в схеме обследования, разложенной на весь пол, комсомолец заполнял 150 пунктов.

Бюрократический подход к хорошим начинаниям подчас вел к общественно опасным явлениям. В конце 1924 года экстренное совещание бюро Тамбовского губкома с секретарями укомов РЛКСМ постановило ликвидировать Дом безработных в Тамбове. Вначале своей деятельности он имел большой авторитет, но понижение внимания его комсомольских организаторов к Дому безработных, отдача на самотек воспитательной работы в нем привели к тому, что он стал рассадником преступности в городе.

В.И. Ленин писал о бюрократизме: «Его можно лишь лечить. Хирургия в этом случае абсурд, невозможность, только медленное лечение – все остальное шарлатанство или наивность». Нельзя признать положительными и хирургические методы, применяющиеся тамбовскими комсомольцами по отношению к Дому безработных и в некоторых других случаях.

Непростое положение сложилось к началу 1925 года в Рассказовской комсомольской организации: многочисленные приписки, неразбериха в учете комсомольцев, рост антиобщественных поступков даже среди активистов, бездействие сети политобразования. Губком РЛКСМ, проанализировав состояние дел, констатировал, что «формализм, казенность здорово въелись в дело Рассказовской организации. Давались общие директивы, но что по ним делалось, не учитывалось». Была предпринята временная передача деревенской работы Тамбовскому укоммолу, разгрузка актива при распределении поручений среди всех комсомольцев.

XIII губернская комсомольская конференция РЛКСМ в январе 1925 года (после огромного «скачка» в увеличении комсомольских рядов) вынуждена была признать, что не менее важно «обратить серьезнейшее внимание на усиление работы уже существующих ячеек». В целях привлечения широких масс крестьянской молодежи было признано необходимым шире учитывать запросы молодежи, особенности крестьянской психологии, использовать революционную романтику, содействовать выявлению общественной инициативы сельской интеллигенции.

Примечательно, что в это время, стараясь как можно сильнее приблизить свою работу к низовым организациям, Тамбовский губком РЛКСМ стал практиковать проведение выездных заседаний бюро. Так, в декабре 1925 года в с. Уварове Борисоглебского уезда состоялся пленум Тамбовского губкома РЛКСМ.

Важные шаги были предприняты весной 1925 года по разгрузке комсомольского актива. Было сокращено число заседаний и собраний, их проведение регламентировано. Установлено, что комсомолец должен участвовать в работе не больше чем одной комиссии. При перевыборах бюро ячеек обязанности распределились более равномерно среди всех членов. Комитетам комсомола предписывалось учитывать планы работы ячеек, как можно меньше привлекать комсомольцев на оторванные от практики совещания. Предусматривалось больше времени предоставлять для самообразования комсомольцев. Серьезное внимание уделялось оздоровлению условий работы и быта активистов, освобожденным комсомольским работникам увеличивались отпуска. В то же время были осуждены факты отрыва актива от своего хозяйства, стремление устроиться хоть куда служить «начальником».

Характерно, что на общем собрании Карай-Салтыковской волостной организации, заслушав доклад о работе местных комсомольцев, коммунисты постановили «считать необходимым общественную работу, но искоренять стремление отдельных членов стать администраторами». В резолюции губернского партийного совещания по компросвещению подчеркивалось, что необходимо «изгнать излишнюю ударность, казенщину, шаблон, торжественность, вносить больше деловитости, плановости и системы».

Устарелость многих форм комсомольской работы признал XIV съезд ВКП(б). В резолюции съезда «О работе комсомола» подчеркивалось: «Пропаганда и агитация, порядок дня и повседневная работа ячеек не увязаны в достаточной мере с потребностями растущего стремления к материальному благосостоянию, связь между личным и общественным не стоит в центре работы, приемы и методы не соответствуют росту активности (наличие элементов бюрократизма в аппарате) и т.д.». В качестве главной перед комсомолом выдвигалась задача оживления его работы, в том числе внутрисоюзной.

В 1926 году бюро Тамбовского губкома комсомола выступило с обращением ко всем комсомольцам губернии: «Оживление работы комсомольских организаций, приспособление форм и методов этой работы к обслуживанию интересов и запросов молодежи – основной путь нашей дальнейшей работы».

В прениях XIV Тамбовской губернской конференции РЛКСМ большое место уделено необходимости повышения активности комсомольцев в выборных органах партии, Советов, добровольных обществ.

В постановлении пленума Тамбовского губкома РЛКСМ в мае 1926 года выделялась задача «заострить внимание актива на его воспитании». «Каждый активист, - говорится в резолюции пленума, - должен неотложно работать над собой. Наряду с практикой необходимо изучить и вопросы теории жизни комсомола и партии, подлинные труды и работы Маркса и Ленина». Пленумом был выдвинут лозунг: «Нет комсомольца без нагрузки и нет активиста, выполняющего 3-4 обязанности».

В первые годы нэпа очень велик был разрыв между верхушкой актива и остальной массой комсомольцев, но постепенно их политический уровень возрастал, а руководители союза не успевали переориентироваться, чтобы глубже учитывать запросы рядовых членов. Выход пытались найти, улучшая учебу актива.

В Тамбовской губернии летом 1925 года начали работу три школы комсомольского актива: в Тамбове, Козлове, Моршанске. В них обучалось 110 человек, занятия вели коммунисты, выделенные укомами партии.

В июле 1927 г. ЦК ВЛКСМ утвердил положение о проведении месячных волостных курсов переподготовки комсомольских работников деревни. Основное внимание на них уделялось обобщению и распространению опыта работы. Слушатели прикреплялись к городским ячейкам для практического участия в их работе.

В 1926 году вопросы о работе с активом были рассмотрены на пленумах уездных и губернских комитетов комсомола. Принимались меры к привлечению к работе руководящих органов союза нового слова актива, к вовлечению в активную работу всей массы членов союза, устранению частой смены секретарей. Тамбовским губкоммолом решалась задача добиваться, чтобы «переданные члены ВЛКСМ на профсоюзную, советскую и другую работу никоим образом не отрывались от союза и союзной работы».

Происходит некоторое сокращение письменного руководства при улучшении его качества в сторону конкретного и понятного изложения, выдвигаемых задач, тщательной разработки и своевременной посылке материала на места. Снижалось количество закрытых комсомольских собраний.

В октябре 1926 года бюро Тамбовского губкома комсомола приняло постановление, в котором привлекло внимание комсомольцев к упорно незамечаемой долгое время проблеме: «Отрыв комсомольцев в служебное время по комсомольским и общественным работам необходимо прекратить, приучая комсомольцев обращаться в бюро ячейки в часы, не заняты работой в учреждении и предприятии».

Пленум губкома комсомола, состоявшийся в декабре 1926 года, обратил внимание, что необходимо «улучшение подбора инструкторского аппарата, закрепление низовых работников, в частности секретарей волкомов, на более продолжительный срок, избегая частой смены».

Пути борьбы с бюрократизмом были конкретизированы на уездных комсомольских конференциях Тамбовской губернии в начале 1927 года.

В 1927 году при подготовке к отчетам и выборам создавались самопроверочные комиссии. Они избирались общими собраниями в числе 3-5 человек не позже чем за две недели до перевыборов бюро. Комиссии занимались проверкой того, как бюро выполняло планы работы, вело делопроизводство, распоряжалось финансами. Серьезное внимание уделялось проверке выполнения ранее данных директив. Подготовленные комиссией выводы и практические предложения выносились на обсуждение перевыборных собраний.

Поучителен опыт комсомольцев двадцатых годов по обсуждению отчетов нижестоящих комитетов комсомола. Обычно представлялись два содоклада: представителя отчитывающейся организации и обследовавшего эту организацию представителя вышестоящего органа, что способствовало объективной оценке истинного положения дел.

В 1927-1928 годах более практичный характер имеют резолюции комсомольских форумов, их размер обычно не превышает 8-11 пунктов (в прежние годы было 40 и более пунктов).

В 1928 году в некоторых ячейках (с. Союкино, Горелое и других) практиковалось проведение комсомольских собрании без заранее объявленной повестки дня, обсуждались наиболее злободневные, по мнению комсомольского коллектива, вопросы.

Резолюция заседания секретариата Тамбовского губкома ВЛКСМ (январь 1928 года) по докладу Рассказовской комсомольской организации подчеркивала, что «основное внимание в руководстве организацией должно быть заострено на более широком развертывании внутрисоюзной демократии». Эта резолюция, как и многие другие, выражала линию XVII съезда ВЛКСМ, наметившего еще в марте 1926 года программу развития внутрисоюзной демократии, а также III пленума ЦК ВЛКСМ (ноябрь 1926 года), обсудившего меры по преодолению в комсомоле таких негативных явлений, как голосование списком, отсутствие контроля над работой аппаратчиков со стороны комсомольских масс, боязнь здоровой критики, шаблонность форм и методов работы, несоответствие между политическим и культурным уровнем актива и усложняющимися задачами юношеского движения, преобладания в руководстве директив сверху наряду с недостаточным проявлением инициативы снизу и т.п.

Говоря об успехах в проведении внутрисоюзной демократии в 1927 году, Тамбовский уком комсомола отмечал, что при очередных перевыборах в большинстве организаций никаких спецов от имени бюро или пленума не выдвигалось, «кандидатуры намечались прямо с ней, делегатами обсуждались и голосовались персонально, никаких навязываний кандидатур не было».
Вместе с тем демократия нередко понималась лишь как развитие совещательности, часто лишь видимой.

Можно, конечно, привести множество положительных фактов из деятельности комсомола данного периода, отбрасывая в сторону все недостатки. В недалеком прошлом большинство историков так и поступало. Между тем в резолюции XIX Тамбовской губпарткофнеренции читаем: «Многие хорошие начинания являются лишь работой отдельных организаций и слабо распространены по всей губернии». Делегаты конференции считали, что потребуется еще немало усилий, чтобы совершенно положительно оценивать работы комсомольских организаций и партийное руководство ими.

Начинала угасать традиция выборов комитетов комсомола из большего, чем мест, количества кандидатов, зародившаяся еще на 1 съезде РКСМ. Все большее внимание уделялось количественным показателям. На комсомольской конференции в Рассказове был даже выдвинут лозунг «Количество за счет качества».

Несомненно, в 1921-1928 годах комсомол сделал много в деле борьбы с бюрократизмом. Но шаги эти были не так последовательны и решительны, как требовало развитие внутренних условий. В отношении комсомола этого периода вполне справедливы ленинские слова о том, что в области соблюдения форм и обрядов делопроизводства наша «революционность» сменяется сплошь да рядом затхлым рутинерством. Прав был Н.И. Бухарин, когда на VI съезде РЛКСМ подчеркивал, что «в нашей партии и в еще большей степени среди молодежи существует радикализм чисто внешний, когда есть радикальная фраза, а нет радикального содержания». Обычно практиковались во многом полезные и сегодня формы и методы работы, способствовавшие искоренению бюрократизма, принимались верные решения, но выполнение их не доводилось до логического конца.

Тревожные тенденции стали проявляться в отношениях партии с комсомолом. Показательно, что в одной из партячеек г. Тамбова при отчете ячейки ВЛКСМ в 1927 г. ее работу признали неудовлетворительной, а работу партприкрепленного к ней удовлетворительной. В начале 1928 года Тамбовский губком РЛКСМ отмечал, что партруководство «нередко ограничивается наружной, показной стороной дела, вводят секретаря волкома КСМ в члены волкома партии, выделяют представителя в комсомольскую ячейку и точка».

К концу двадцатых годов сформировалось мощное противодействие демократической политике нэпа, утверждалась командно-бюрократическая система. Комсомол, так и не найдя сильного противоядия против бюрократизма, не изжив до конца наследия «военного коммунизма», все более прочно вписывался в эту систему, как штатная аппаратно-бюрократическая структура, смело копирующая стиль и методы партийных организаций.
А. Слезин,
преподаватель истории КПСС ТИХМа.

31.10.1989
№ 174 (13736)

Из истории села Соколова
Расскажем о наших селах и улицах

Соколово известно в 1763 году. Упомянуты в 1782 году 99 дворов, в числе владельцев указаны князья Мещерские, дворяне Соколовы, Татарниковы. Село было основано задолго до указанных дат, видимо, еще в начале 18 века и располагалось по обе стороны речки Малой Иры. В селе имелась церковь во имя Николая Чудотворца. Село основал помещик Соколов. Затем потребовалось несколько десятков лет, чтобы село оказалось во владении помещиков разных фамилий. Старожилы села упоминают о крупном помещике Муравьеве, у которого было более 20 тысяч десятин земли. Его владения были не только в Соколове, но и в других селах. Население занималось сельским хозяйством: обрабатывали землю у помещика, ухаживали за скотом, птицей.

Зажиточные крестьяне имели кирпичные производства. Годовое производство кирпича составляло около 30 тысяч штук, которые использовали у себя и часть продавали. Перерабатывали просо. Лузгу скармливали скоту. Были и маслобойни, мельницы, салотопки, перетапливающие около 1000 пудов сала в год. Помещик Муравьев сам мало жил в Соколове, здесь управляли приказчики.

В годы Крымской войны, когда набирались ополченцы Тамбовской губернии, из Соколова тоже нашлись добровольцы, которые записались в ополчение, надеясь после окончания войны получить свободу. Но и после Крымской войны крестьяне по-прежнему остались собственностью помещика. Прослышав об отмене крепостного права, тогдашний владелец Соколова накануне 1861 года свое имение продал. В село прибыл новый помещик Волгардт, немец по национальности. На берегу пруда, где теперь Центральное отделение совхоза «Соколовский», он построил себе очень большой дом, трехэтажный, с балконами. При нем была построена школа (где теперь школьные мастерские).

Село постепенно стало расти. Помещик разрешил двум крестьянам, ухаживающим за его садом, переселиться на пустырь, где начал позднее строиться целый поселок (теперь улица Первомайская). Постепенно стали заселяться и другие места. В революции 1905-1907 годов крестьяне села участия не принимали. Вслед за революцией в село пришли вести о столыпинской земельной реформе. Крестьяне вначале не хотели выходить из общины, так как жили очень бедно. Но зажиточные крестьяне усмотрели в этом выгоду для себя и стали выходить из общины. Так вокруг Соколова возникли хутора Демидов, Захаров, Ивлиев, а потом и целые поселки – Отруба (ныне Красный пахарь – по названию колхоза пос. Отруба), Рачиновка, Суходол.

Центром оставалось Соколово, так как здесь были церковь, школа. Население составляло две тысячи пятьсот человек. Многие хутора назывались по фамилии выселившихся крестьян. Название деревни Суходол произошло от места его расположения: на ровной местности с небольшой лощиной без ручья, на сухом месте. Деревня Рачиновка – от слова рачительный, исстари в этом селении жили трудолюбивые люди. Деревня Ново-Ульяновка – сюда выселялись люди из деревни Ульяновка, и новое место поселения стало называться Ново-Ульяновкой.

Очень тяжелый период был в годы первой мировой войны, когда в армию призвали все мужское население. Кроме того, забрали лошадей. Многие погибли на фронте, многие вернулись инвалидами. Крестьянам было жить очень тяжело, они высказывали недовольствие, которое усилилось к 1917 году.

И вот пришло известие о свержении царя. Лето 1917 года в селе прошло спокойно. К осени крестьяне стали все чаще поговаривать, что надо забирать у помещиков землю и делить ее. Находились смельчаки, которые в отдельных местах засевали помещичьи земли. И вот поздней осенью по селу прошел слух, что народ взял власть в Питере. В село стали тайно возвращаться фронтовики. Они рассказали о положении в стране. В селе стала создаваться народная власть.

Власть на селе возглавили Зоткин и Молодцов. В здании помещика расположилось местное управление. Осенью стали делить землю – озимые между крестьянами. Пришел в село и долгожданный декрет о мире. Гражданская война село не задела. Часть мужчин и лошадей была мобилизована в Красную Армию. Но конец гражданской войны был очень беспокойный. В селе появились бандиты, которые отбирали у крестьян лошадей, имущество, скот. Был в селе и сам Антонов. Бандиты требовали выдать коммунистов. Кто-то показал, где скрывались коммунисты. Многие были зверски убиты.

Но движение за власть Советов не удалось приостановить. Коммунисты повели большую работу по вовлечению крестьян в колхозы. В 1924 году по инициативе А.Н. Пахомова и И.Г. Любкина была организована коммуна «Ильич». В нее входили десять семей. Эти семьи обобществили все имущество, постройки и инвентарь, начали работу сообща. В первые два года построили жилые дома, столовую, клуб, детясли. В 1925 году купили первый трактор «Фордзон». Это было большим событием.

В 1920-1930 годах в Соколове стали создаваться колхозы. Большинство крестьян добровольно и с большой охотой шли в них. Вначале было пять колхозов. С каждым годом они росли и крепли. В колхозах возникли свинофермы, овцефермы и молочнотоварные фермы. Техники не было никакой, зато было много лошадей. Народ работал. Колхозы набирали силу.

Известие о нападении Германии на СССР пришло в село только к вечеру, в воскресенье 22 июня. В ночь началась мобилизация. Утром 23 июня была первая отправка в армию. Большинство трудоспособных мужчин – триста тридцать человек – были призваны. Их места заняли женщины, дети. Они стали трактористами – А.А. Абашкина, М.Г. Калуцкая, Фокина и другие, стали бригадирами, председателями колхозов. Ежедневно дневные нормы перевыполнялись. Урожай 1941 года был хорош, но убрать его полностью не смогли из-за отсутствия рабочей силы и техники.

Постепенно жизнь села перестраивалась на военный лад. Село оказывало помощь фронту: собирали теплые вещи, посылки, продукты, деньги на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник». К работе в колхозе были привлечены все, даже дети.

В 1944 году все поняли, что война идет к концу, и старались работать без отдыха, чтоб больше дать продуктов фронту. За время войны экономика колхозов сильно ослабла. Большую помощь колхозам оказывали МТС.

В 1944 году село Соколово стало районным центром Граждановского района. Население села значительно увеличилось. В селе размещались райком КПСС, райисполком, нарсуд, милиция, несколько продовольственных магазинов, книготорг, магазин промышленных товаров, хозяйственный магазин, колбасный цех, пекарня, отделение связи, аптека, ветлечебница, столовая, школа, детский сад, военкомат и другие учреждения.

Райцентром село было до 1959 года. Тогда с ноября перешли в Кирсановский район. Население села намного уменьшилось. В 1960 году решением правительства шесть слабых колхозов Кирсановского района (Березовский, Подвигаловский, Рачиновский, Беклемищевский, Краснопахарский и Соколовский) были объединены в один совхоз «Соколовский». С января 1960 года село Соколово стало центром совхоза. Первым директором был Александр Иванович Бекетов, которого очень любили и уважали рабочеи за его трудолюбие, честность и справедливость. Он проработал до марта 1964 года, умер во время работы.

Село Соколово радиофицировано, электрифицировано. На территории села есть средняя школа, библиотека, Дом культуры, детсад, магазины. Из выпускников школы многие работают учителями, врачами, инженерами, служат офицерами Советской Армии.
В. Волынкин,
организатор внеклассовой и внешкольной работы Соколовской средней школы.

Наверх