Герб города Кирсанова

"Общество кирсановских богомолов уверовало в своего "Великого учителя"

Следователь асессор Матвеев дознал, что хлыстовщина обнаружилась у нас еще в 1761 году, а усиленное распространение ее началось в начале текущего столетия (речь идет о XIX веке - ред.) в селе Перевоз, Кирсановского уезда.

Главным распространителем богомольского учения был у нас крепостной крестьянин Абакум Копылов. В свое время он сам рассказывал, что ему будто бы постоянно представлялись ангелы, которые сладкогласно пели и говорили ему, Абакуму: постись и молись! "И я, - прибавлял он, - ничего не ел 8 недель и стало мне легко".

Абакум стал жить уединенно и изнурять себя постом. Соседи и домашние постоянно видели его задумчивым и бледным. Он перестал ходить на барщину и молча переносил за это суровую, барскую расправу. Крайний мистицизм Абакума Ивановича породил, наконец, следующую галлюцинацию: "Однажды, - убежденно говорил он, - я постился 40 дней, и вот явились ко мне два ангела и понесли меня к престолу Божию на седьмое небо. В трепете стал я пред владыкою и он повелел мне читать божественные книги и отыскивать в них средство, как людям спастись".

Эту речь первый выслушал Перфил Катасонов - Абакумов работник.

Все общество кирсановских богомолов сразу уверовало в своего "великого учителя". В богомольских хатах шли оживленные разговоры о том, как милостиво и любовно встретил сам Господь Бог Абакума Ивановича. "Когда Абакум взят был на седьмое небо, - толковали крестьяне. - то по всему небу прогремел Божий глас: сей есть сын мой возлюбленный, о нем же благоволих…" Тогда на богомольских собраниях стали будто бы совершаться чудеса: сиял ночью свет, свечи сами загорались и дух пророческий овладевал многими. То было время, когда тамбовские хлысты надеялись на всероссийское распространение новой секты. "Наша вера, - говорили они, - воистину истинная и за нее умрем мы". Темные крестьяне между прочим уверены были в том, что у них есть свой "патриарх" в Петербурге, и что сила его у царя великая.

Наверх