Герб города Кирсанова

1920-1921 учебный год

Антоновщина. Время поголовного голодания и жизни в холоде зимой. Самый тяжелый период в жизни коллектива, как и других жителей города.

Положение в Кирсанове было как тогда и всюду. Продуктов питания ни в магазинах, ни на рынке не было. Жили за счет скудных пайков. Пайки выдавались по месту работы. Но люди ходили и в магазины, хотя и почти пустые, и на рынок. Между взрослыми толкались оборванные мальчишки. Всяк знал, что мальчишки, иные из коих весьма искусно обучены взрослыми ворами, толкаются из-за воровства, и все же нередко: "Ай, меня обворовали, кошелек вытащили"! Сумку унесли. Мужчина схватил мальчишку за руку в своем кармане. Всюду люди, почти все поголовно, грызли подсолнухи.

Поезда ходили нерегулярно. С билетами обстояло крайне трудно. Многие мужчины и беспризорники без всякого взбирались на крыши вагонов и там ехали куда им нужно. В зале вокзала грязь, а шелуху подсолнуха прямо метлой мети. Бич времени - вшивость. И как результат вшивости сыпняк, унесший неисчислимое количество жизней. Не говоря уже о солдатских казармах, комнатах при милиции для задержанных и т.д., непостижимо как, но паразиты были занесены в каждый дом и из-за холода трудная и почти безрезультатная борьба с ними велась в каждой квартире.

Удерживая за собой здание школы летом, осенью, когда ясны стали безотрадные перспективы зимовки, детдом молчком здание бросил. Поспешили мы в свое здание, загаженным оно оказалось больше прежнего, ни одной комнаты, где бы не было разбито окон, а в иных окнах разбито большинство. Конец октября. Ни о каком ремонте речи быть не может, средств никаких, даже разбитых окон забить нечем. Занялись чисткой классных комнат. Решили заниматься в неотапливаемом здании из-за неимения дров. Школа наша 5-ти летка. К занятиям подготовились задолго до их начала. Учебный план: в 1-м и 2-м классах один учитель, с 3-го по 5-й преподавание предметное: русский язык - 5 ч. в неделю, математика - 5 ч., физика - 3 ч., естествознание - 3 ч., история - 2 ч., география - 2 ч., рисование - 2 ч., немецкий и французский яз. по 2 ч., пение - 1 ч. в неделю. Кроме того, в программу занятий ввели и физкультуру, чего до сего времени не полагалось. Продолжительность урока 40 минут.

Путем обхода родителей выяснили количество учащихся, приняли новых из каких-то распавшихся школ, приняли в свой коллектив учителей, прекративших свое существование школы 1-й ступени № 3. Скомплектовали 11 групп с числом учащихся 377 и 15/XI приступили к занятиям. Земля уже под снегом, на дворе морозы, в классах холодно, учащиеся и учителя в пальто, шапках и варежках. Втянулись, ропота не было, на переменках учащиеся оживленно бегали. Все шло, как бы так и надо. На зимние каникулы учащихся отпускали с 1/I по 15/I. В марте месяце, в разлив учащиеся были из-за плохой обуви отпущены на все время распутицы.

Учебный процесс и вся внутренняя жизнь школы протекали удивительно налажено.

Был организован ученический хор. Положено начало ученической библиотеке. До сего не разрешалось. Была ориентация на организацию центральной городской ученической библиотеки, которой бы и пользовались все учащиеся города.

Родительский комитет также интересовался школьными делами, а Педагогический совет имел такой состав: весь педагогический персонал, весь Родительский комитет (именовались: представители трудового населения) с правом голоса и учащиеся в половинном количестве к числу учителей с правом голоса.

11 мая 1921 г. нежданно здание школы занимает Особый Отдел - штаб по борьбе с антоновщиной. Прекратив классные занятия тут же мы остановились на том, чтобы выпуска учащихся, окончивших пятые классы, не делать, а школу реорганизовать в семилетку, о чем легко договорился я в УОНО.

После, думая об этом, я допускал, что в УОНО при частых сменах заведующих, а первые годы не учителях, там об Уставе Единой Трудовой школы забыли, его затеряли, не знали, семилетка нас устраивала, но это было нарушением новой системы школы.

В этом году мы с весны выхлопотали себе земельный участок, разработали его и учащиеся под руководством классных руководителей имели под огородными культурами свои грядки. По окончании классных занятий школа перешла на летнее положение. Бывшая тогда наша летняя школа представляла собой крайне интересное творчество коллектива. В ее деятельности осуществлялся и трудовой процесс и обучение учащихся. На своем земельном участке на лугу за Пурсовкой против бывших монастырский стен собирались четыре раза в неделю обычно все учащиеся, в остальные дни приходить туда обязаны были лишь дежурные. Также приходили и учителя.

Каждый класс имел свои отдельные грядки. На них выращивали в основном огородные культуры: картофель, тыквы, помидоры, лук, просо, соя (семена ее бывали иногда на рынке). Грядки обрабатывались коллективно и содержались в большом порядке. В процессе работы много сведений по ботанике сообщала учащимся учительница естествознания Р.В. Доброхотова. Но и другие преподаватели по их планам вели с учениками краткие занимательные беседы. Эти беседы выходили за рамки вопросов курса своих предметов. Делалось это в процессе труда, тут же за грядками.

Летняя школа закончилась устройством выставки. Поражали своими размерами тыквы. Но и все экспонаты у посетителей, в основном родителей, вызывали немалый интерес и одобрение.

В августе месяце в Кирсанове прибыл посланец Наркомпроса инспектор Киселев. Это было первое мероприятие Наркомпроса для непосредственного ознакомления с тем, что представляют собой школы на местах. До приезда в Кирсанов Киселев был в Тамбове и осматривал немало школ в других уездах Тамбовской губернии.

Годичная работа коллектива и состояние летней нашей школы и состояние школы Голынщины, где ею руководил Н.И. Суслин, как-то выделили эти школы в глазах Киселева. О наших школах он говорил здесь в УКОМе и в ОБЛОНО. А продолжением всего было такое, что в январе следующего 1921-1922 года и нам и Суслину из Губ. ОНО было доставлено уведомление о том, что 1-я Кирсановская школа семилетка и школа села Голынщины выделены Наркопросом в школы опытные. Наша в "опытную школу семилетку". У нас не по условиям времени высоко был поставлен педагогический процесс, в Голынщине сельскохозяйственный уклон.

Коллектив учителей:
1. Белоусов А.О. - председатель П.с.; 2. Тигрова К.Р. - тов. председателя; 3. Доброхотова Р.В. - секретарь; 4. Баженова Л.И.; 5. Белоусова Е.А.; 6. Голованова Е.Н.; 7. Коршунова А.Т.; 8. Клементьева Н.П., 9. Левкоева А.С.; 10. Пояркова А.М.; 11. Серделевич М.А.; 12. Сивкова А.А.; 13. Соколова Е.В.; 14. Заева Н.П.; 15. Федорова К.А.; 16. Фомин Н.Л.; 17. Чигаева Ю.Ф.

В данном учебном году из-за частого отсутствия денежных знаков в Казначействе зарплата учителям выдавалась иногда с большим запозданием, а бывало, что ее и вовсе не удавалось получить. В особенностях учителям села. Сумма зарплаты выражалась в сотнях тысячах рублей. По нынешнему курсу рубля, как я это определяю, зарплата учителей тогда была в пределах 10-20 рублей. Установить более менее точно абсолютно невозможно.

Наверх