Герб города Кирсанова

Ленинец
1988 год
(ноябрь-декабрь)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Газета выходит четыре раза в неделю: во вторник, среду, пятницу и субботу. Тираж 8910. Цена 2 коп. Редактор В.Е. Петровский.

01.11.1988
№ 176 (13530)

Досуг – не «пустое» время

Состоялся очередной, восьмой пленум горкома ВЛКСМ, рассмотревший вопрос об организации свободного времени молодежи. С докладом выступил первый секретарь горкома ВЛКСМ Е. Стаханов.

Рассматриваемый вопрос, сказал докладчик, был актуальным всегда, но сегодня, когда наше общество вступило на путь перестройки, демократизации, введения хозрасчета, отказа от формализма и кампанейщины, он приобретает новый смысл. Включен «зеленый свет» для внедрения новых перспективных форм в деле организации досуга, формирования у юношей и девушек разумных потребностей, приобретения навыков отстаивания своей идейно-политической позиции. Это и молодежные политические дискуссионные клубы, и различные любительские объединения, и клубы по интересам на принципах полной или частичной самоокупаемости, молодежные кафе, видеотеки и многое другое.

В школах города было проведено анкетирование, целью которого было выяснить, как старшеклассники проводят свое свободное время. Вот некоторые результаты. Около 60 процентов опрошенных проводят свое свободное время у телевизора, читают книги, 30 процентов посвящают это время занятиям физической культуры. И очень малый процент проводят свой досуг в учреждениях культуры. В настоящее время в городе и районе работают 22 клуба и любительских объединения. В музыкальной школе проводятся музыкальные субботы для молодежи. Организуются различные спортивные мероприятия. Учащиеся школ участвуют в походах по местам боевой трудовой славы. Можно перечислять еще много мероприятий, которые проводятся у нас в городе и районе. Но задача сегодня другая: вскрыть недостатки в организации свободного времени молодежи и наметить конкретные задачи комсомольских организаций по решению этого вопроса.

На XX съезде комсомола было отмечено, что задача формирования и удовлетворения культурных потребностей молодежи не находила достаточного внимания со стороны комитетов комсомола. Их участие в культурном строительстве в основном оценивалось по валовым показателям. В расчет бралось количество мероприятий, число участников художественной самодеятельности. Сегодняшнее положение дел в городе и районе беспокоит тем, что комитеты комсомола решают вопросы в большинстве своем организационные, то есть проведение собраний, уплаты членских взносов, наведение порядка в учете членов ВЛКСМ, а вопросы организации свободного времени молодежи, которые влияют на повышение активности юношей и девушек, часто выпадали из круга интересов комитетов комсомола.

Можно отметить работу комсомольской организации колхоза имени Дзержинского. Здесь не было клуба. Комитет комсомола нашел возможность переоборудовать старое здание под клуб, где проводятся сейчас различные мероприятия. На заводе «Текстильмаш» работают различные спортивные секции, создана рок-группа. В совхозе «Соколовский» видеосалон.

В сентябре проводились спортивные соревнования между цехами авторемонтного завода, посвященные 70-летию ВЛКСМ. Все мы, наверное, уже привыкли, что постоянными участниками спортивных соревнований являются комсомольцы и молодежь авторемонтного завода, завода «Текстильмаш», ремонтно-технического предприятия АПК, а остальные заниматься организацией досуга молодежи не собираются. Какой ответ могу дать нам секретари первичных комсомольских организаций завода СОМ, горторга, райпотребсоюза, треста столовых, многих колхозов и совхозов? Почему они вообще не участвуют в массовых спортивных мероприятиях?

Отдельно надо сказать о работе нашего городского сада, она нас сегодня не устраивает, не пользуется авторитетом и у молодежи. Дискотеки, которые там проводятся, и дискотекой нельзя назвать. Нужна наша крепкая связь с отделами культуры, чтобы выправить положение.

Большое беспокойство вызывает организация свободного времени молодежи на селе. Много раз на всех уровнях поднимался вопрос о работе сельских клубов и домов культуры. Но и сегодня нельзя сказать, что она удовлетворяет потребностям и запросам молодежи села.

В целях военно-патриотического воспитания молодежи при совхозе-техникуме работает военно-патриотический клуб, где молодежь приобретает необходимые навыки для прохождения службы в рядах Советской Армии. На базе авиационно-технического училища гражданской авиации организуется ежегодно военно-спортивный лагерь для учащихся средних школ. Проводятся встречи с ветеранами партии, комсомола, войны и труда. Здесь нам оказывают большую помощь музей и советы ветеранов.

Но всего этого явно недостаточно. Необходимо создавать городской совет воинов запаса, члены которого сумели бы передать свой опыт службы в рядах Советской Армии молодому поколению. Ведь в других районах области эти советы помогают в работе подростковых клубов, военно-спортивных лагерей.

Большое место в организации свободного времени молодежи занимают туристские поездки по внутрисоюзным и зарубежным маршрутам по линии БММТ «Спутник». Так сложилось, что из-за невыполнения разнарядки направления молодежи в молодежные туристские центры путевки на 1988 год по зарубежным маршрутам были сняты. Чтобы такого не получилось в дальнейшем, комитетам комсомола следует целенаправленно и планомерно проводить работу по организации туристских поездок. Следует внедрить новую форму организации поездок – договор между БММТ «Спутник» и предприятием на взаимовыгодных условиях и не забывать, что путевка БММТ «Спутник» - прежде всего награда за хорошие результат работы, учебы, общественной деятельности.

В условиях жесткого самофинансирования, перехода организаций на хозрасчет остро стоит вопрос о привлечении денежных средств. Сегодня на счету горкома ВЛКСМ этих средств явно не хватает. Были у нас планы создания дискотеки при горкоме ВЛКСМ, создания видеосалона. Но пока эти планы остаются только на бумаге. Выход из создавшегося положения мы видим в создании различных клубов и объединений на принципах полной или частичной самоокупаемости.

Разговор, начатый Е. Стахановым, послужил хорошему диалогу о проблемах досуга молодежи. Хотя нельзя и не отметить, что он был несколько односторонним, так как на пленум не явился ни один работник культуры. Это, конечно, снизило ценность состоявшегося разговора, так как много, очень много критики было высказано в адрес обоих отделов культуры, районного Дома культуры.

И еще одно замечание. Может, следовало бы пригласит на пленум и тех, о ком шла речь; молодежь, школьников, учащихся СПТУ, совхоза-техникума, дать им слово. По крайней мере вреда от этого не было бы.

Открыл прения секретарь комитета комсомола совхоза-техникума Юрий Саблин. Да, свои традиции сложились в техникуме по части организации досуга молодежи, - отметил он. – Но это, как ни странно, является порой большим неудобством. И вот почему. В техникуме часто проводятся вечера отдыха, а на них рвется и местная молодежь, которой вечером абсолютно некуда деться. Ее не пускают, отсюда обиды и как следствие – драки.

Об интересном опыте, накопленном молодежью сахарного завода в части организации досуга, рассказал член комитета комсомола завода Евгений Михайлов.

Содержательным и во многом поучительным было выступление ветерана комсомола Ивана Федоровича Ручко, давшего молодым хороший совет – организовать досуг сверху, одними указаниями нельзя, должна быть заинтересованность в этом всех и каждого.

Очень критично была настроена член ревизионной комиссии городской комсомольской организации, работница хлебокомбината Ирина Сытина.

- У меня сложилось впечатление, - сказала она, - что отделы культуры работают всего два раза в год, когда проводятся День города и проводы русской зимы. А ведь в отделах работают профессионалы, получают зарплату.

Но одним страдали все выступления: мало все-таки было конкретных предложений, как решать проблему досуга молодежи. И все же на этот раз постановление пленума было конкретным: тут и создание молодежного кафе, видеотеки, прямая линия, рейды по проверке работы домов культуры и загруженности спортивных залов, создание штаба по организации досуга и другое. Вот бы только все это выполнить!

В работе пленума принял участие и выступил заместитель председателя горисполкома В.В. Устюгов.
С. Михайлов.

13.12.1988
№ 200 (13554)

Страницы истории: 70 лет назад

Интерес к истории за последнее время заметно вырос. Люди хотят знать как можно больше о том, что делалось в стране, в их родном городе и районе полвека и больше лет назад, какими заботами жили их предшественники, в том числе партийные и советские органы. Редакция «Ленинца» начинает печатать серию документов из Тамбовского партийного архива. за скупыми строками которых – штрихи жизни кирсановцев ровно семидесятилетней давности. Помимо этого документы позволяют вспоминать имена людей, прямо причастных к событиям первых лет после утверждения Советской власти в Кирсанове и Кирсановском уезде.

Публикация первая.
13 декабря 1918 года.
Протокол заседания 5-го Кирсановского уездного съезда волостных Советов.
Заседание открыто 13-го декабря 1918 г. По предложению тов. Сатанина (председатель исполкома) и ораторов с мест принимается посылка приветственных телеграмм следующего содержания:
«Москва, Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

5-й Кирсановский уездный съезд Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов шлет свой товарищеский привет вождям и истинным защитникам пролетариата и беднейшего крестьянства и выражает надежду, что вновь избранный ВЦИК будет продолжать политику диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в России. Мы со своей стороны обещаем нашим вождям всяческую поддержку и по первому зову встанем как один грудью своей защищать власть Советов, ибо час осуществления идей социализма во всем мире близок».
«Москва. Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету для передачи Всегерманскому съезду Советов.
Мы, крестьяне, рабочие и красноармейцы, собравшиеся на 5-й Кирсановский уездный съезд Советов, приветствует рабочих и крестьян Германии и надеемся, что этот съезд положит конец господству капитала в Германии. Да здравствует всемирная солидарность пролетариата. Долой иго капитала, да здравствует социализм».

«Москва. Всероссийский Центральный Комитет для передачи в Лондон Маклину.
Пятый Кирсановский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов приветствует освобождение товарища Маклина и в его лице весь пролетариат Англии. Надеемся, что Маклин будет светилом для английского пролетариата, каковым есть для нас тов. Ленин. Товарищи рабочие Англии, знайте, что мы с вами».

«Москва. Нарвоенком. Троцкому. Тамбов. Губисполком. Москва. ВЦИК, для передачи Берлинскому исполнительному комитету Советов.
5-й Кирсановский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов приветствует германский Октябрь и созидающуюся немецкую красную армию, всеми силами поможем нашим братьям в общих наших целях подавления всемирной буржуазии».
Состав президиума съезда: Сатанин, Серов, Зайцев. Присутств. 244 делегата, среди них Оралов, Пономарев, Редин, Романов, Рязанов, Симаков, Синякин, Додонов.
Выступление Сатанина, чл. губисполкома: «Я уверен, что собравшись в такой критический момент, который переживает Российская Республика, что сумеем выразить всю мощь пролетариата, беднейшего крестьянства и нашей красной армии. Мы забудем о шкурных интересах мелкой и крупной буржуазии, и если среди нас найдутся те мелкие эксплуататоры, которые до революции поддерживали интересы кулаков, крупной буржуазии, то примем против них все меры…».
(Облпартархив. Фонд 837. Опись I. Ед. хр. 58, лист 18).

Из доклада о положении дел уездного отд. Управления при Кирсановском исполкоме на 10 декабря 1918 г. (докладчик Климов) на 5-ом уездном съезде Волостных Советов. Доклад отдела управления.

Раздел «Советская милиция».
Штат ее был утвержден сперва Кирсановским уисполкомом 1-го сентября этого года. В настоящее время от губ. исполкома поступило новое утвержденное им штата милиции. Вводится второй помощник начальника уездной милиции. Первый будет заведовать канцелярией при управлении, а второй конным резервом и по уезду. Упраздняются должности помощников участковых начальников, при волостях упраздняются пешие милиционеры. В общем состав милиционеров, включая и сторожей уменьшился с 265 до 157.

В личном составе милиции производится коренная чистка. В число милиционеров определяются большей частью партийные коммунисты или сочувствующие им. Основанием к этому служат те соображения, что раз Р.-Кр. правительство Коммунистическое, то и стоящая у него на службе милиция должна быть таковой, ибо она должна защищать интересы пролетариата и бед. крестьянства при всяких контрреволюционных попытках.
Из доклада Муниципального отдела. Докладчик Оралов (л. 25).

Раздел «Школы». Приближение сезона учения потребовало от городского хозяйства произвести ремонт некоторых зданий во вновь приспособленных под школы домах, а именно в доме Корвуни, угол Соборной площади и Тамбово-Саратовской улицы, в доме Гриднева по Рабоче-Крестьянской ул., в бывшей Церковно-приходской Соборной школе, в примонастырском здании, бывшее общежитие гимназии, в Высшем начальном училище, в доме Шаляпина – бывш. 2-е приход. училище, в доме Муницип. отдела (жен. приход. училище), в бывшем реальном училище.
Из доклада отдела Социального обеспечения (лист 33).

Пенсионно-пайковый подотдел, ведающий пенсиями, пособиями и пайками. Согласно декрету Совнаркома от 1 апреля 1918 г. подотделом было предложено Волостным Совдепам составить раздаточные ведомости для выдачи продовольственного пайка семьям солдат, убитых на войне, пропавших без вести и находящихся в плену (за IV, V, VI, VII, VIII). По получении таковой был испрошен кредит на их удовлетворение в размере 824502 руб. Это кредит получен. (Зав. отд. соц. обеспеч. Абросимов).
И отчета по школьному делу (л. 41).

В первый же год существования отдел народного образования счет неотложной необходимостью увеличение числа школ и учителей. Им приглашены в уезд новых 133 учителя, благодаря чему число учеников в Кирсановском уезде увеличилось более чем на 7000 по сравнению с прошлым годом. До конца 1918 имеется в виду пригласить еще около 50 учителей и тогда число учеников увеличиться до 10-тысяч…
Отдел приступил к заготовке необходимого материала, для чего командированы его представители в Саратов и Петроград, где по сведениям можно скорее всего найти нужное для школ. В среднем для удовлетворения школьных нужд Уездному отделу необходимо располагать 1300000 руб. в месяц. Получено же со дня существования около 1500000. Денег этих едва-едва хватило на уплату жалования учительскому персоналу, который, кстати сказать, жалования еще не получал.
Из доклада о положении дела в медицине (лист 43).

Докладчик Аксенов. В медицинском отношении Кирсановский уезд, состоящий из 48 волостей и имеющий более 360000 населения, разделяется на 12 врачебных участков. На весь уезд имеется 6 больниц в один приемный покой на 262 койки и 7 врачебных амбулаторий. В каждом врачебном участке полагается один врач, в Кирсановской же больнице – два врача, а всего в уезде (с запасным врачом) 14 врачей, фельдшерско-акушерского персонала в уезде 56 человек.
Лист 46.

В состав кандидатов в члены исполкома вошли: Лукьянов, Зайцев, Рожкалис, Оралов, Климов, Журавлев, Трепетцов, Климов, Журавлев, Трепетцов, Матузенко, Перфилов, Лысов, Абросимов, Кондаков, Карнеев, Комиссаров, Левин, Полянский, Дыренко, Фролов, Челноков, Борисов и заместителями их: Пьяных, Краснов, Говердовский, Начинкин, Лемихов.

Доклад муниципального отдела сделал Оралов. В состав коллегии муниципального отдела входят председатель М.А. Оралов, его зам. М.И. Светлов, члены И.Д. Левин, А.С. Беломутцев, Ф.Ф. Котов (лист 24). Председатель чрезвычайной комиссии Рожкалис (лист 27).
Доклад отдела совнаркома сделал Перфилов (л. 34).
Доклад советов Народных судий сделал Симаков (л. 37).
По отделу распространения печати выступил тов. Херувимов (л. 34).
(Облапартархив. Фонд 837. Опись I. Ед. 7 хр. 58, лист 18).
Примечание: Стиль и орфография документа сохранены полностью.

27.12.1988
№ 207 (13561)

«Божьи люди»
В горрайвоенкомат пришел молодой человек в коротком пальто и поношенных армейских брюках. Его румяное лицо окаймляла аккуратная, еще не успевшая как следует отрасти бородка. Войдя в кабинет, он размашисто перекрестился и замер, словно в строю.
- Вы Виктор Иванович К? – спросил у него дежурный офицер.
- Бог знает, - ответил парень.
- Послушайте, неужели ваша религия запрещает отвечать даже на такие вопросы?

Виктор потупил глаза и ничего не сказал. Ему 23 года. После школы он работал в колхозе, потом поступил на сахарный завод. Ничем не отличался от многих своих сверстников: трудился, ходил в кино и на танцы, читал книги. В армии приобрел специальность шофера. А теперь он стоял в кабинете будто глухой. Обращенные к нему вопросы оставались без ответов. У него еще сохранилась военная выправка, но воля уже была подавлена, живая мысль убита, желания и интересы подчинены одному – богу.

Бывший солдат теперь нигде не работал, никуда не выходил из своего дома, ни с кем из соседей не общался. Паспорт, военный билет, водительские права он неизвестно куда дел.
- Придется заплатить штраф, потом получите новый военный билет, - сказали ему в военкомнате.
Виктор снова перекрестился и четко произнес:
- Упаси боже! Не приму дьявольских бумаг!
- Вы военнообязанный.
- Я христианин.
- Вы гражданин Советского Союза.
- Нет, я божий человек.

В селе, где раньше жил Виктор, стала действовать небольшая группа сектантов, называющих себя истинно-православными христианами. Руководить сектой стал полуграмотный человек без определенных занятий. Он-то и сумел взять Виктора под свою «духовную» власть. Немалую роль сыграла тут и верующая мать безвольного и впечатлительного парня. То, что она нашептывала сыну с детства, теперь под влиянием главы секты превратилось в слепую веру. Свою службу в армии Виктор называл «угодой дьяволу», но это не мешало ему донашивать армейские брюки. Все механизмы и машины сектанты считают созданием сатаны, но, когда им надо попасть в райцентр, не идут пешком, а ждут рейсового автобуса или просятся на попутную машину. Они говорят: «Мы живем божьим даром, ничего нам от властей не надо». А сами едят хлеб, выращенный на колхозных полях. Да и от приусадебных участков на колхозной земле никто из них не отказывается.

Случаи антиобщественной деятельности и нарушения советских законов о религиозных культах бывают и среди различных религиозных сект. По этому вопрос о существующих в нашей стране вредных сектах – не простой. С точки зрения идеологической все религиозные организации мешают формированию нового человека уже тем, что они насаждают мировоззрение, враждебному научному коммунизму. Атеистическая пропаганда в какой-то мере проводится у нас среди учащихся школ, в профессиональных училищах, но совершенно она отсутствует в трудовых коллективах, где немало молодежи.

Решения XXVII съезда партии и XX съезда ВЛКСМ требуют от комсомольских организаций критического переосмысления многих прежних взглядов на работу по атеистическому воспитанию. Чего греха таить, не у всех педагогов хватает смелости и профессионального умения шагнуть с привычных позиций на новый, пока еще не освещенный путь. Подобная робость нередко мешает и перестройке атеистического воспитания детей и юношества.
А. Шамов.

Перестройка нашей работы

В формировании научно-материалистического мировоззрения важная роль принадлежит атеистическому воспитанию. В застойные годы проник формализм и в атеистическую пропаганду. У нас накопилось много ошибок. Мы не всегда знали свою аудиторию. Не учитывали результаты работы, не знали, как осуществляется свобода совести.

Было и так. Людей, принадлежащих к какой-либо секте, мы считали противниками и даже чуждыми элементами. Одним словом, направляли борьбу против верующих и духовенства.

А у пропагандистов атеизма одна цель – защищать верующих от вредного влияния религии, помочь им найти правильный ориентир в жизни. Методика нашей работы пока еще не соприкасалась с этими требованиями.

Перестройка заставляет по-новому взглянуть на всю идеологическую работу партии. Эти задачи касаются и атеистического воспитания, которое является одной из программных целей партии.

С празднованием 1000-летия крещения Руси у многих верующих и неверующих сложилось неправильное представление об этом акте. Можно даже слышать, что пропагандой атеизма теперь не надо заниматься, настала пора к возрождению религии. Растерялись и пропагандисты атеизма. Как только в 1980 году патриархии русской православной церкви объявила о подготовке к 1000-летнему юбилею крещения Руси, мы почти перестали работать. И это тоже наша ошибка.

В материалах XXVII съезда КПСС, в Политическом докладе ЦК КПСС партийному съезду было отмечено, что религиозные пережитки противоречат нашей идеологии, социалистическому образу жизни, научному мировоззрения. В новой редакции программы КПСС включен специальный раздел об атеистическом воспитании, где говорится, что партия использует средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического мировоззрения, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих, выступая за неуклонное соблюдение конституционных гарантий свободы совести, партия осуждает попытки использовать религию в ущерб интересам общества и личности.

Это требование относится к ряду таких направления воспитательной деятельности, как трудовое, нравственное и правовое воспитание.

Работать по-новому – это значит отказаться от старых шаблонов и трафаретов в области идейно-воспитательной работы. В атеистическом воспитании нужна не эпизодическая, а планомерная, систематическая, хорошо продуманная общественно-политическая работа, способствующая укреплению марксистско-ленинского мировоззрения. Больше работать надо среди молодежи и женщин.

Почва для религии у нас есть еще. Это бюрократизм, администрирование, равнодушие к нуждам людей. Наша деятельность будет эффективнее, если ее будут направлять партийные, комсомольские и профсоюзные организации. Они знают свой коллектив, их нужды, запросы, подскажут, с кем и как надо проводить индивидуальную работу.
К. Агеева,
лектор общества «Знание».