Герб города Кирсанова

Ленинец
1983 год
(май-июнь)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Редактор В.Е. Петровский.

05.05.1983
№ 73 (12381)

Селькоры тридцатых

Среди экспонатов Кирсановского краеведческого музея хранится газетный лист. 177 (267) номер "Кирсановской коммуны" от 29 января 1931 года.

На первой странице справа стоит рубрика "Рейд печати и селькоров за завершение хлебозаготовок и финплана". Выше крупными буквами стоит сообщение о том, что кирсановские селькоры включились в рейд завершения хлебозаготовок и финплана.

Тридцатые годы. Тяжелой была в то время битва за хлеб, так как непременно она …сталась с борьбой с кулацкими элементами… И. как мы видим, активную борьбу за хлеб вели и сельские корреспонденты. В селах I и II Иноковке действовал в то время … из селькоровских постов. И вот он-то и бросил клич селькорам всего района, который стал заголовком к со… с последующего слета селькоров, проходившего в Иноковке. Фразы были лаконичными, призывающими к решительной борьбе: "Добиться победы", "План выполним во что бы то ни стало".

Далее был помещен текст заявления селькоров, которое они прислали в адрес райкома ВКП(б) и редакции газеты "Кирсановская коммуна": "Мы, селькоры и стенкоры, совместно с активом колхозов сел I и II Иноковок, заслушав на слете информацию тов. Артемова о ходе конкурса низовой печати по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и совхозов, обязуемся в подарок 17 партконференции к 1 января 1932 года закончить все хозкампании на 100 процентов и берем на общественный буксир Свищевский сельсовет по хозполиткампаниям, выслав туда буксирные бригады; провести генеральную чистку колхозов от классового врага - кулака, развернуть подготовку к весеннему севу и налаживанию колхозного транспорта".

Под заявлением по поручению слета стояли подписи членов президиума - Кубарева, Ковшова, Артемова. Богдановой, Андросова.

На слете присутствовало 120 человек. Об этом сообщил 27 декабря в редакцию по телефону собственный корреспондент.

Был подчеркнут и тот факт, что в работе слета принимали участие бывшие партизаны. Слет работал шесть часов и выделил 16 бригад по хлебозаготовкам, мобилизации средств и чистке колхозов. В восемь часов утра в этот день две бригады приступили к практической работе по хлебозаготовкам и мобилизации средств.

Селькоры приступили к чистке колхозов от кулаков: "Сегодня вычищены четыре махровых кулака… Проведя рейд, рабселькоры выявили гнилое гнездо: у руководства 2 Иноковского сельского Совета стоял пьяница, у колхоза - кулак…".

"Сегодня., - сообщала газета, - проводятся собрания во всех колхозах по выявлению и чистке кулаков. За систематическую пьянку и присвоение кулацкого имущества снят с работы председатель 2 Иноковского сельского Совета". Селькоры настоятельно требовали предать его суду.

Далее Артемов сообщал, что партячейка 1 Иноковки взялась за активную работу, а беднота дала обязательства передать позорное рогожное знамя другому сельсовету.

А вот еще одно сообщение, принятое 28 декабря от селькоровской бригады: "Сегодня селькоровские бригады по 1 Иноковке собрали 500 рублей денежных средств…".
По 2 Иноковке в этот день заготовили 166 пудов хлеба, собрали 300 рублей денег и картофель.

Под этим сообщением стоят подписи Овчинникова, Самородина, Богдановой, Анастасийского, Квасова, Андреева, Хвастунова, словом, тех людей, которые не только помогали районным журналистам делать газету боевой, злободневной, но сами врывались в события тех дней, стремясь своими действиями внести ощутимый вклад в строительство новой жизни.
Т. Перебора,
научный сотрудник краеведческого музея.

29.07.1983
№ 124 (12432)

Они были первыми
Очерк истории Кирсановской городской партийной организации

Большой политический и трудовой подъем царит сейчас по всей советской стране. Повсеместно вершатся и множатся производственные успехи в социалистическом соревновании во всех коллективах за достойную встречу славной даты в истории Коммунистической партии Советского Союза - 80-летия Второго съезда РСДРП. Ударно несут юбилейную вахту и труженики нашего города и района.

В эти дни замечается возрастающий интерес широких кругов трудящихся как коммунистов, так и беспартийных не только вообще к истории великой ленинской партии Советского Союза, но и к истории ее отдельных отрядов - республиканских, областных, городских и районных партийных организаций.

В представляемом читателю материале мы постараемся отобразить начало истории Кирсановской городской партийной организации.

По воспоминаниям участников борьбы за власть Советов, из архивных данных, материалов местной печати и других источников, имеющихся в нашем краеведческом музее, видно, что широкий размах общественно-политической деятельности кирсановцев и возникновение первых партийных ячеек произошло только после свержения царизма, то есть после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. Правда, и раньше, во время революционных событий в 1905-1907 годах, и после, в мрачные годы реакции, многие кирсановцы вели разговоры о партиях, причисляя себя к некоторым из них, но это были в основном буржуи-монархисты, кадеты и прочие. Царизм беспощадно давил своих противников, загоняя их в глубокое подполье.

Поэтому о появлении первых большевиков-ленинцев в Кирсанове в дореволюционное время мало что известно. Этим и объясняется некоторая фрагментность и непоследовательность описания события истории нашего края дореволюционного периода.

Революционное движение крестьян в нашем крае, пробуждение здешнего пролетариата и приобщение его к политической борьбе тоже начиналось под влиянием ленинской "Искры", которую социал-демократы Кирсанова получали, конечно, не по почте. Причем благодаря связям тамбовских революционеров с редакцией "Искры" поток нелегальной литературы, в том числе искровской, стал значительно увеличиваться. Вот только несколько примеров. В сентябре 1901 года в Тамбове была подвергнута обыску дочь чиновника (мелкого помещика кирсановского села Сурки) Лидия Ефимовна Кушенская, состоящая под негласным надзором полиции. У нее была изъята газета "Искра" № 2 за февраль 1901 года и № 6 за июль 1901 года. Между прочим, не одна дочь из семьи Кушенских попала под негласный надзор полиции и жандармов. Через три с половиной года (30 марта 1905 года) в жандармскую летопись попадает ее брат, сурковский землевладелец Степан Ефимович Кушенский, у которого при обыске обнаружены несколько "преступных воззваний, брошюр, книг и тенденциозного характера письма и записки". Несколько экземпляров "Искры" было обнаружено у фельдшера Тамбовской губернской земской больницы Людмилы Тимофеевны Шохиной (дочери кирсановского ремесленника). При обыске у состоявшего под негласным надзором "подозреваемого" социал-демократа И.И. Неверова в Кирсанове был изъят рукописный листок с конспектом статьи В.И. Ленина "Насущные задачи нашего движения", опубликованные в № 1 "Искры". И.И. Неверов был связан с Козловской подпольной типографией "Свободная пресса", выполняющей заказы Петербургской и других социал-демократических организаций. В декабре 1903 года на станции Инжавино Кирсановского уезда был задержан с нелегальной литературой социал-демократ Н.Г. Смидович, отбывающий ссылку в Саратове. Во время обысков в Красивке, где он останавливался, были отобраны книга В.И. Ленина "Что делать?" и два номера газеты "Искра" (№ 4 и № 10).

О том, что газета "Искра" довольно часто бывала в Кирсанове, подтверждает и недавняя находка в городе. Разбирая дом № 21 по улице Советской (для подготовки площадки под строительство нового здания), рабочие РСУ в кирпичной кладке лестничной клетки, ведущей на второй этаж, обнаружили тайник, в котором оказался сверток бумаг, когда-то кем-то замурованный и тщательно заштукатуренный. Там оказалось несколько листовок и три номера газеты "Искра" за 1902-1903 годы. Конечно, это был клад, и найденное было ценнее золота! Дело в том, что редко в каком музее имеются подлинные экземпляры ленинской "Искры". И в экспозициях на выставках мы показываем ее бледные и туманные фотокопии или чуть лучше - ксерокопии.

К сожалению, музею и автору этих строк о находке сообщили слишком поздно… От взаимодействия со свежим воздухом, от прямых солнечных лучше после более чем 75-летнего хранения почти в герметических условиях, а главное от неумелого и неосторожного обращения любознательных читателей, все бумаги и газеты в тот же день буквально рассыпались в прах. Остались лишь в памяти немногословные воспоминания участников и свидетелей этого эпизода.

Но как бы то ни было, эта находка сослужила определенную пользу. Она помогла выяснить место пребывания подпольной явочной квартиры кирсановских социал-демократов. С помощью старожилов удалось узнать, что в этом доме проживали железнодорожники и, таким образом, можно определенно считать, что здесь находилась штаб-квартира кирсановской подпольной социал-демократической группы (большевиков), которая, по архивным данным, действовала на станции Кирсанов уже с 1903 года.

Вообще железнодорожники в силу специфики своей работы были наиболее организованными. Они имели возможность первыми получать необходимую информацию и нелегальную литературу, им легче было встречать и сопровождать "гостей" революционеров, агентов "Искры".

Фамилий и имен первых кирсановских социал-демократов, членов кружков и групп, первых большевиков, к сожалению, пока установить не удалось. Но о первых борцах, павших здесь за народное дело, мы знаем.

На основании архивных данных известно, что социал-демократические кружки и группы г. Тамбова помогали кирсановцам словом и делом. Вот один из ярких примеров.

В Тамбовском областном партийном архиве есть подлинная фотография двух мужчин, одетых по-осеннему. Им лет по тридцать, открытые русские лица. Эти мужчины были активными членами Тамбовского марксистского социал-демократического кружка. Их фамилии - Волконский и Орленкин. Они были агитаторами и распространителями нелегальной литературы и листовок, прокламаций, газеты "Искра" не только в Тамбове, но и уездах, в городах и селах губернии.

Вот однажды по задания Тамбовской организации социал-демократов, осенью 1904 года, большевики-агитаторы Алексей Волконский и Иван Орленкин прибыли в Кирсанов. Здесь ожидалась большая осенняя ярмарка с приездом крестьян не только близких, но и дальних сел.

Погожим осенним солнечным днем они ходили по базару. Присматривались, разговаривали с сотнями людей и незаметно делали свои дела - распространяли листовки и брошюры.

Базарная или Соборная площадь, как она тогда называлась (ныне площадь Революции), многоголосно шумела. Ярмарка была в разгаре. Дела у агитаторов шли хорошо. И они не сразу заметили за собой "хвост". Когда уже осталось мало "товара", тамбовских друзей вдруг окружили жандармы и полицейские, прижали к соборной ограде, обыскали и, подталкивая ножнами шашек, повели в полицейский участок.

Жандармы и полицейские привели арестованных на Дворянскую улицу (ныне Рабоче-крестьянская) в полицейский участок. Стали допрашивать и порознь, и вместе, и днем, и вечером до глубокой ночи. Допрашивали с "пристрастием"… Они не выдали своих тамбовских товарищей и кирсановских друзей и их адресов. Разозленные упорством задержанных, озверелые жандармские и полицейские чины замучили отважных агитаторов до смерти…

А ночью, боясь огласки, тайком палачи в мундирах отвезли тела замученных на кладбище и закопали их где-то в пустынном уголке. Даже родственники погибших не смогли узнать об этом. До сих пор мы не знаем, где похоронены эти герои, первые прометеи в Кирсанове, несшие нашим землякам свет марксизма-ленинизма.

Кстати, на той фотографии, о которой мы говорили выше, рукой полковника была сделана надпись: "Убиты при экспроприации в городе Кирсанове. 1904 год". Поэтому, мол, никто не виноват, никого к ответственности за убийство не привлекаем. Да и следствия по этом уделу и не начинали. Палачи настолько были уверены в безнаказанности, что не только фотографию, но и другие документы, связанные с арестом, допросом и смертью товарищей Волконского и Орленкина, не уничтожили, а оставили в деле. И только в первые годы Советской власти комиссия Истпарта, созданная при ЦК, собирая материалы по революционному движению, по истории партии, восстановила биографии погибших за дело революции товарищей и их роль в революционном движении нашего края.

Запомните же, товарищи, их имена! И хотя нам неизвестно, где они преданы земле, но знаем, что это было в Кирсанове и кирсановцы обязаны увековечить имена революционеров, отдавших жизнь в борьбе за народное дело в нашем городе.

Свой рассказ о тех, кто состоял у истоков Кирсановской партийной организации, мы еще продолжим…
Т. Перебора,
научный сотрудник краеведческого музея.

Наверх