Герб города Кирсанова

Ленинец
1982 год
(март-апрель)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Редактор В.Е. Петровский.

02.03.1982
№ 36 (12128)

На высшую ступень
Ищем резервы
"Круглый стол" "Ленинца"

Учебное хозяйство Кирсановского совхоза-техникума - одно из передовых хозяйств в районе. В прошлом году оно выполнило планы продажи государству продуктов животноводства. Намного выше среднерайонных были показатели в растениеводстве. Сейчас по надоям молока учхоз на втором месте в районе. Завершается подготовка к весенним полевым работам.

И все таки, несмотря на сравнительно хорошие результаты в производстве сельскохозяйственной продукции, учебное хозяйство совхоза-техникума еще не соответствует своему прямому назначению - стать базой для обучения учащихся передовым методам ведения хозяйства, для распространения опыта на все колхозы и совхозы.

Этому и была посвящена очередная встреча за "круглым столом" в учебном хозяйстве совхоза-техникума, организованная редакцией газеты "Ленинец". В беседе приняли участие директор совхоза-техникума В.Д. Клевцов, доярки Н.М. Васюткевич и А.Н. Малахова, бригадир животноводом К.В. Овчинникова, ветврач Л.Д. Панфилова, экономист Л.В. Расстрыгина, свинарка Н.Н. Овсянникова, главный зоотехник А.С. Чучалин, главный агроном Ю.Н. Неучев.

В.Д. Клевцов:
- Учебное хозяйство совхоза-техникума образовалось в 1970 году. Первоочередной задачей, стоявшей перед нами, было строительство материально-технической базы учхоза. Начали с создания машинного двора. Надо отметить, что до десятой пятилетки основное производство было зерновое. Поэтому большое внимание уделяли вооружению земледельцев почвообрабатывающей, посевной и уборочной техникой, которой сейчас у нас вполне достаточно. В хозяйство и в нынешнем году поступят новые машины.

Ежегодно на полях хозяйства работают ученические производственные бригады. И с каждым годом вместе с ростом технической оснащенности зернового хозяйства растет и уровень организации полевых работ. Накапливается опыт грамотного ведения земледелия. Отделение агрономии в совхозе-техникуме существует третий год. Но уже чувствуется его влияние. Улучшилась культура полей. Правильнее стали использовать рабочую силу. В прошлом году были известные всем трудности. Например, гибель озимых. Наша производственная бригада начала весенние работы тактически верно - с пересева поврежденных участков. На них получили по 18-20 центнеров зерна с гектара. А в среднем по хозяйству - 12 центнеров с гектара. Могли выйти и на уровень самых передовых хозяйств. Но, несмотря на обилие рабочих рук, полного мастерства у производственной бригады не оказалось. Промахи были не только с зерновыми. Будущие агрономы не сумели, например, вовремя сделать очередную междурядную обработку всходов сахарной свеклы.

Животноводческую базу создавали с целью знакомства учащихся на практике с механизацией производственных процессов в животноводстве. Жизнь заставила поставить дело более широко: с присоединением зооветеринарного отделения возникла необходимость больше внимания уделять и работе учащихся непосредственно с животными.

Раньше у нас были плохие условия для отела коров. Недавно мы построили родильное отделение с профилакторием. Этот корпус будет пущен в эксплуатацию в ближайшее время. Он станет учебной лабораторией будущих специалистов животноводства. Главное, чтобы выпускник научился по-настоящему заботиться о стаде.

В животноводстве учебного хозяйства работают замечательные люди. Это штатные доярки, опытнейшие мастера Александра Николаевна Малахова, Нина Михайловна Васюткевич, Татьяна Никитична Никонова, бригадир животноводства Капитолина Васильевна Овчинникова, свинарка Нина Николаевна Овсянникова. Поэтому в ближайшем будущем мы пока не будем переходить на полное обслуживание ферм. учащимися. Ставим более конкретную задачу: каждая доярка должна стать мастером производственного обучения. Начало в этом есть. Уже не первый год учатся у наших мастеров машинного доения девушки и юноши.

В нынешнем году сдадим в эксплуатацию новый типовой кормоцех для всего поголовья крупного рогатого скота и свиней. Учащиеся помогают разрабатывать его проект в части механизации производственных процессов. Кстати, установку оборудования в старом цехе проектировали также наши выпускники. До сего времени нас устраивала его конструкция. Теперь мы предъявляем к процессу приготовления кормов более высокие требования, продиктованные временем. Будущие зоотехники должны знать эти требования и ознакомиться с правильной организацией кормления животных непосредственно в своем учебном хозяйстве.

По производству молока мы сейчас отстали от уровня прошлого года. Но квартальный план должны выполнить. Для этого есть все условия. Кормами обеспечены ничуть не хуже, чем в прошлом году. Качество их высокое. Работают на ферме те же самые люди. Но вопрос не в том, чтобы не отставать от уровня прошлого года, а в том, чтобы значительно превзойти его. Для этого надо не только улучшить зоотехнический учет, но и совершенствовать технологию доения коров. У нас всего пять доярок. И все они могут надаивать более трех тысяч килограммов от каждой коровы. Нужно, чтобы доярок беспокоил даже килограмм, которые недобрали, например, вчера по всей ферме. Это забота и о наших выпускниках. Помимо того, что мы учим ребят грамотно, на высоком уровне вести животноводство, мы должны их и воспитывать хорошим примером. Приедет на каникулы в свое село учащийся. Мать его спросит: "Как у вас дела?". "Мы на первом месте!" - с гордостью ответит он.

В.Д. Клевцов:
- Мы должны признать: пока еще учебное хозяйство совхоза-техникума не является ни образцово-показательным для всех остальных хозяйств района, ни базой для серьезной практики учащихся. Эталоном для нас должен являться Яхромский совхоз-техникум. Там, например, рабочий-механизатор - это наставник и учитель. Мы же пока испытываем недостаток в опытных механизаторах. Нам говорят: у вас столько рабочей силы.

Имеют в виду учащихся. Но представьте себе такое положение, что на один трактор за сезон садятся четыре-пять человек. Молодые люди не имеют навыков вождения. Они на этой технике только учатся, а учить их как раз и некому. Поэтому и выходят часто из строя трактора и комбайны. Самый больной вопрос у нас пока - нехватка кадров. И эту проблему мы стараемся решать.

В заключение еще раз подчеркну - мы начинаем ставит практическое обучение юношей и девушек, связавших свою жизнь с сельским хозяйством, на качественно новую основу. Задача трудная, но разрешимая. Ее решение позволит нам, кроме того, достигнуть высоких результатов в производстве сельскохозяйственной продукции.
Материалы встречи подготовил к публикации
Н. Щербинин.

03.03.1982
№ 37 (12129)

Здесь готовят специалистов для села
Немного истории

В 1937 году в Кирсанове открыли технико-механическую школу. Она стала готовить комбайнеров, трактористов, машинистов-дизелистов и бригадиров тракторных отрядов. После окончания Великой Отечественной войны школу преобразовали в техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Но два его отделения: механизации и электрификации не могли удовлетворить растущие запросы колхозов и совхозов нашей области. Настала острая необходимость расширить учебную базу, увеличить контингент учащихся.

Совхоз-техникум в наши дни
Сейчас здесь обучается около полутора тысяч учащихся на полутора тысяч учащихся на стационарном отделении и почти столько же на заочном (сравните: в 1945-1946 годах соответственно 100 и 120 человек). Заочная форма приобретает в наши дни все большее значение. Преимущества ее бесспорны: люди без отрыва от производства становятся высококвалифицированными специалистами. В совхозе-техникуме на отделении заочного обучения готовят по трем специальностям: механизации, электрификации и зоотехнии, а на очном по пяти: по этим, а также ветеринарии и агрономии. В их распоряжении 45 кабинетов и лабораторий. Все они оборудованы современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями. Для лучшего усвоения материала в учебных помещениях установлены трактора, комбайны, автомобили и другие сельскохозяйственные машины, а на стеллажах, здесь же, размещены основные узлы этих машин, их макеты, как заводского производства, так и сделанные руками самих ребят. Учащиеся могут сразу же после объяснения закрепить изучаемый материал, непосредственно работая с техникой: продемонстрировать отлаженность того или иного механизма, проверить регулировку системы или привода, выполнить другие операции. А на полигоне, расположенном рядом с учебным корпусом, будущие специалисты среднего звена под руководством таких опытных инструкторов производственного обучения, как В.Н. Новиков, Б.П. Игнатов, И.В. Королев и другие осваивают практические навыки эксплуатации сельскохозяйственных машин.

Совхоз-техникум располагает богатой производственной базой: 1500 гектаров земельных угодий, молочная ферма и свиноферма, машинно-тракторный парк. Ежегодно на приобретение новейшей техники и оборудования для кабинетов и лабораторий расходуется 120-150 тысяч рублей. Обучают учащихся опытные педагоги, мастера своего дела Е.К. Маренкова, В.Г. Акименко, П.С. Савишкин, С.Г. Банников, И.И. Осипова, В.Ф. Сазиков, П.С. Самодуров.

Выпускники
Кирсановский совхоз-техникум - крупнейшее в области среднее специальное учебное заведение. Только заочное отделение его ежегодно выпускает около 300 специалистов сельского хозяйства. Их можно встретить в любом районе нашей области. Так, Гавриловскую райсельхозтехнику возглавляет М.Д. Куштапин, заместителем управляющего Кирсановской райсельхозтехникой по торговле работает Б.Ю. Переплетов, зоотехником в колхозе "Память Ленина" - А.Н. Алпатов… Все они в свое время закончили техникум.

Немало бывших учащихся трудятся сейчас в совхозе-техникуме преподавателями: В.Ф. Нефедов, Н.А. Селиверстова, В.А. Батуров, Т.В, Аркашкина, Н.И. Осипова и целый ряд других.

В нынешнем году совхозы и колхозы нашей области пополнятся новым отрядом специалистов. Диплом механика получит учащийся заочного отделения В.М. Проскурин, зоотехника - В.И. Степанников из Гавриловского района, электрика - В.М. Просин из Сампурского района и еще около трехсот человек из разных районов нашей области.

И все-таки проблема
До сих пор колхозы и совхозы области испытывают дефицит в специалистах среднего звена. Остро стоит проблема и в нашем районе. Казалось бы, на первый взгляд, есть все условия для подготовки своих электриков, механиков, зоотехников, веттехников, агрономов - под боком совхоз-техникум, но тем не менее цифры говорят обратное. Из 98 работающих у нас на должностях специалистов среднего звена только 47 имеют специальное образование.

Чем это объяснить? Прежде всего, думается, тем, что руководители хозяйств мало обеспокоены таким положением и даже прикрываются им, как щитом, когда приходится держать ответ за невыполнение планов продажи государству сельскохозяйственной продукции. Взять колхоз "Страна Советов": из шести руководителей лишь один дипломированный. Такое же положение, если не хуже, в колхозе "Прогресс" и ряде других хозяйств. А между тем молодых рабочих, будь то механизатор, или животновод, всегда ждут на заочном отделении совхоза-техникума. Нужно лишь руководителям хозяйств своевременно направлять их сюда, а после окончания техникума внимательнее относиться к молодым специалистам, тогда они наверняка останутся в родном селе.
В. Куропатенков,
внештат. корр. "Ленинца".

Сборы... на "бедность",
или вирус из прошлого

"Мы, родители учащихся общеобразовательных школ города, обращаемся к вам за разъяснением. Из года в год к Международному женскому дню во всех школах и детских садах дети собирают деньги на приобретение подарков учителям и воспитателям. Конечно, инициатива этих сборов принадлежит родителям (правда, таких не так много, но они находятся). Они приходят в класс или групповую комнату и объявляют ребятам, чтобы каждый из них принес к такому-то числу два или три рубля. Дети есть дети. Они просят у своих родителей нужную сумму и, как правило, не получают отказа.

Разве это подарок, когда кто-то из родителей ходит по классу с протянутой рукой? А какое это имеет воспитательное воздействие на детей?

Бывают случаи, когда даже приходят домой к тому, кто не внес свой "вклад", и докладывают учителю или воспитателю о "невоспитанности" родителей.

Хуже того, отдельные учителя и воспитатели в кулуарах обсуждают, кого больше уважают дети, в зависимости от стоимости подарка. Бывало, что и золотые кольца преподносили…"

От редакции.
Это письмо мы попросили прокомментировать заведующего районным отделом народного образования Юрия Павловича Косухина. Вот что он сказал:
- Надо признать, что авторы письма объективно отражают действительность, хотя наш советский образ жизни не дает ни малейшего повода для возникновения подобных, скажем, ситуаций. На этот счет есть приказы министра просвещения, запрещающие сборы денежных средств с родителей и учащихся на проведение выпускных вечеров и приобретение подарков учителям к знаменательным датам.

Самый дорогой подарок учителю - это хорошая успеваемость и высокая дисциплина учащихся, их активная жизненная позиция.

05.03.1982
№ 38 (12130)

До свидания, русская зима
Новые обряды - в жизнь

Этот традиционный праздник - проводы русской зимы - собрал много кирсановцев. И стар и млад вышли на центральную площадь города, где уже зазывно звучали звуки баяна, услужливо продавались сувениры, горячие блины, чай.

Внимание присутствующих особенно привлекли персонажи русских былин - три богатыря, леший, черт и другие. Проезжая по площади, они от души веселили публику. Тут же был и костер, на котором сожгли чучело, изображающее войну.

Много шуток, смеха вызвал аттракцион - высокий гладкий столб, к самому верху которого был подвешен подарок. Много смельчаков пытались взобраться на столб и снять приз.

С большим концертом выступили работники культуры. Особенно понравились зрителям песни в исполнении Н. Рединой, танцы в исполнении В. Дубровиной.
Долго еще продолжались народные гулянья.

Спортивный праздник

28 февраля кирсановцы праздновали Всесоюзный день лыжника.
В 11 часов на лугу в районе совхоза-техникума заиграл духовой оркестр, под его звуки были построены участники соревнований, которых приветствовал заместитель председателя горисполкома А.К. Савельев. Здесь малыши-школьники (3 класс) - участники эстафеты с санками, команды по перетягиванию каната, участники упражнений с гирей и лажных гонок.


В состязаниях приняли участие все городские школы, 4 сельские, 4 средних учебных заведения и производственные коллективы авторемзавода и расельхозтехники, сахзавода, "Текстильмаш", центральной районной больницы, фабрики "Победа", ПМК-421.

Оживленно прошла эстафета с санками. Первое место заняли участники команды средней школы № 85, за второе место получила призы школа-интернат, за третье место - школа № 4. Все участники награждены символическими значками.

В лыжных гонках первое место оказалось у команды средней школы № 85, второе - у команды школы № 4 и третье - у команды Уваровщинской средней школы. По средним учебным заведениям первое место завоевала команда юношей и девушек совхоза-техникума, по производственным коллективам - команды женщин и мужчин авторемзавода.
В. Федоров,
преподаватель совхоза-техникума.

13.03.1982
№ 42 (12134)

Один из сыновей

Небольшое украинское село Дранка еще не знало в то утро, что на Земле началась новейшая эра - эра Октября. И когда утром 26 октября 1917 года в хате крестьянина Степана Переборы раздался первый крик сына, отец прежде всего подумал, что, наверное, нелегкой будет и его судьба - самого младшего Переборы.

Судьба Трофима Переборы действительно была нелегкая, как нелегкой была и судьба всей нашей Советской Родины. Ровесник Октября, всю жизнь шел он в ногу со своей страной, как сотни других родившихся в тот день, как миллионы, что родились еще во тьме дореволюционной России, или последнее время, озаренное залпами "Авроры".

Родителей Трофим Степанович не помнит. Отец, воевавший в Красной Армии не выдержал груза ран гражданской войны. Голод, болезни унесли вскоре мать, сестру, бабушку, и от всего рода Перебор остались лишь двое: Трофим, да его престарелый дед.

Дед и поставил на ноги Трофимку, определил в школу. Уже тогда начали проявляться у мальчика незаурядные творческие способности. Много рисовал, сочинял стихи. Недаром жители Дранки сейчас считают Трофима Степановича участником коллективизации. Немалую помощь оказал он местным коммунистам и комсомольцам в агитации за колхоз.
- И сейчас не забуду те подзатыльники, что получал от всякого рода подкулачников. Наверное, все-таки похожими на карикатурах удавались, - с усмешкой говорит Т.С. Перебора.

Но вскоре умер и дед Трофима. На помощь мальчишке встали местные комсомольцы. Помогли продолжить учебу в интернате, где и получил он среднее образование.

Дальнейшая судьба Трофима Степановича тесно связана с его юношеским увлечением - рисованием. С середины 30-х годов работал он художником-декоратором в одесских театрах: сначала в драматическом, потом в оперном.

Но в эти годы в Германии появился другой любитель живописи - Адольф Шикльгрубер. Рисовал он неплохо, но только все картины его были безжизненными: развалины домов, фантастические планеты. Это - словно проекты того, что сделал за свою жизнь в Европе этот горе-художник Гитлер…

Подростки иногда спрашивают Т.С. Перебору: "Воевали ли Вы?" Что ответить им? Нет, Трофим Степанович не участвовал в боях на фронте. Все медицинские комиссии, как сговорившись, констатировали: "Не годен". До боли обидно было слышать ему, комсомольцу с 1933 года, члену бюро райкома ВЛКСМ, эти слова. Военком, к которому каждый день прорывался Трофим, под конец выставил его за дверь с горькой бранью: "Будешь нужен - позовут", - только и запомнил Трофим из всех его слов.

Но он не ждал, когда его позовут. Пригодилось умение владеть кистью: участвовал в маскировочных работах. Дежурил в службе воздушного наблюдения и оповещения.

Нет, на фронте он не был. Но ранение имеет. Эвакуировался с театром, попал под бомбежку.

Война забросила его в казахский город Каскелен. Будто стыдясь, что другие делают больше, учительствовал сразу в двух школах (преподавал рисование и черчение). Позже работал воспитателем в детском доме, в пионерлагере.

Война еще безудержно пылала в самом сердце Европы. А такие люди, как Трофим Степанович, уже думали о завтрашнем дне и растили это завтра: на уроке, на поле или когда ходили помогать раненым в госпиталь - везде.

Год 1950-й. Трофим Степанович навсегда связал свою жизнь с маленьким тамбовским городком Кирсановом. Здесь, на Тамбовщине, отчетливо проявились все его таланты. Работает художником-оформителем в кинотеатре, заведующим железнодорожным клубом. Играет в спектаклях народного театра города. Кирсановцы отмечают его журналистские способности…

Еще в конце двадцатых годов в районных, областных газетах Украины, где жил Т.С. Перебора, и даже в "Пионерской правде" появлялись заметки с его подписью. Часто вспоминает Трофим Степанович о Первом Всеукраинском слете деткоров (октябрь 1930 года), делегатом которого он был. Неизгладимы в памяти встречи на слете с видными деятелями партии Г.И. Петровским, Н.А. Скрыпником, В.Я. Чубарем. И сейчас в кирсановской газете "Ленинец" можно прочитать материалы, автором которых является ее внештатный корреспондент Т.С. Перебора. А в начале пятидесятых Трофим Степанович работал корреспондентом районки. Уже тогда одной из ведущих тем его корреспонденций стало краеведение.
- Помнится где-то в третьем классе, - вспоминает Трофим Степанович, - впервые попал с дедом в музей города Тульчина под Винницей. Как не хотелось уходить тогда из этого великого в детском понятии собрания древностей. Тогда я, наверное, и заразился историей.

Музей в нашем городе - это теперь не просто собрание древностей, это увлекательный, правдивый рассказ об истории Прикирсановья. В 1955 году Трофим Степанович впервые зашел сюда как штатный сотрудник. В художественном отделе встретил его репродукции с картин известных художников, в природоведческом - сгорбленные, неуклюжие чучела. Отдел истории напоминал коллекцию плакатов. Сейчас Кирсановский музей - один из лучших в области. Но, чтобы сделать его таким, потребовались многие годы напряженного труда многих людей и, конечно, Трофима Степановича Переборы.

Нет, наверное, такого старого дома в Кирсанове, на чердаке или в сарае которого не "порылся" бы Т.С. Перебора. Нет такого села в Кирсановском районе, где бы он не побывал. Историю каждой улицы, любого уголка своего города знает Трофим Степанович. Когда приезжает в чужой город, прежде всего идет к кирсановцам. Так пополняются фонды музея новым материалом.

Недавно задали Трофиму Степановичу такой вопрос: "Вот вы всегда говорите: мой город, наш комсомол. Но ведь вы родились и выросли не в Кирсанове?".

Ответил Трофим Степанович, несмотря на волнение твердо и уверенно:
- Да, я родился на Украине. Жил в Казахстане. Но большую часть жизни провел в Черноземье. Здесь мои дела минувшего тридцатилетия. И не осуждайте меня за то, что Тамбовщина так близка мне… Ведь Родина у нас одна. И все мы ее сыновья…

Залы краеведческого музея. Портреты первых комсомольцев, солдат Великой Отечественной, первоцелинников. Не воевал и не боролся за хлеб вместе с ними Трофим Степанович. Он не был героем. Он вел летопись о них, он просто жил и живет рядом с ними, живет ярко и интересно.
А. Слезин.

Святость

"Дорогая редакция. Вы не раз печатали в "Ленинце" о хлебе, как беречь его. Пишут об этом в других газетах и журналах… Я пенсионерка, иногда хожу в церковь и диву даюсь. Сколько же там пропадает хлеба, особенно в поминальные праздники, его бывает гора на двух-трех столах, буханки, батоны, булочки. Куда он идет? Служители церкви мешками выносят хлеб, кормят им скот и продают тоже для скота…"
Т. Усачева.
Голынщинский сельсовет.

В тот вечер в Козьмодемьянской церкви, что на Кирсановском кладбище, шла будничная вечерня. Людей было мало, почти все старушки. В нужных местах молитвы, прославляющей какого-то святого, они крестились, кланялись, а то и опускались на колени. У одних вид был строгий, у других удрученно-печальный. А третьи просто скучали и между поклонами перешептывались о чем-то, не имеющем никакого отношения к святому.

Настоятель церкви М.А. Кудин, с которым мы беседовали до службы. называл мимоходом имя этого святого. Но я не запомнила его и главное, о чем жалею теперь. не спросила, что сделал он доброго людям, чтобы славить его и помнить. В одном я почему-то уверена: земли он не пахал и хлеба не сеял.

А хлеб и сегодня лежал на застланном клеенкой столе около возвышения со свечами. Правда. его было не очень много: два белых батона и три серых буханки - две целые и одна разрезанная пополам. Они лежали вперемешку с десятком яблок, конфетами, несколькими пряниками. Обыкновенные батоны и обыкновенные хлебные булки, какие покупают все ежедневно в магазинах.

К чести настоятеля М.А. Кудина, он против приношения хлеба. Правда, не из соображений бережливости, а из соображения целесообразности. Время сейчас не такое, чтобы унести из церкви хлеб для обеда или ужина. Сами церковные служители даже брезгуют им, видя, из каких не всегда чистых сумок и свертков достают его богомольцы. В лучшем случае возьмут целую буханку, а к половинкам и кускам и не притрагиваются.

Куда идет в конечном счете хлеб, Кудин сказать затруднился. Предположил просто, что берут, видно, певчие, еще кто-то, имеющие отношение к службе. Что едят его - вряд ли, а куда девают - не знают. Сам он даже читал как-то с амвона проповедь, говорил в ней, чтобы вместо хлеба несли в церковь конфеты или другое что привлекательное.

Некоторые послушались настоятеля. Горы хлеба - а их и в самом деле были горы - уменьшились. Но многие продолжают приносить его для поминовения покойных, не задумываясь о том, кто именно будет поминать их близких - люди или свиньи.

В тот вечер я побеседовала с женщиной, которая положила на стол булку хлеба и полбатона.
- Традиция такая - поминать усопших, - говорила она ласково и тихо. - У меня родители умерли, муж… Кто возьмет мой хлеб! Может, церковные сторожа, может, еще кто. Не должно, чтоб не съели, хлеб магазинный, чистый…

Женщина была уж немолодой, с простым русским лицом, рабочими руками. Глядя на них, вдруг вспомнились другие руки - в машинном масле и ссадинах. А потом всплыл перед глазами и весь человек - Иван Федорович Кривоносов их чутановского колхоза "Боевой Октябрь". Встретились мы с ним, помнится, прямо на колхозном поле, примерно через полгода после награждения его орденом Ленина. С ранних лет работал Иван Федорович на тракторе, был потом помощником бригадира полеводческой бригады, десятки лет выращивал хлеб. Тогда, разговаривая со мной, он трогал колосок ржи, будто гладил его по вихрастой макушке, и говорил с горечью и гордостью:
- По весне сеять не давали дожди. Как уж маялись с тракторами в борозде. Домой не уходили, ждали: а вдруг, проглянет солнце. Потом все было наоборот: надо дождя, а его нет. Чуть капнет с неба - мы скорей в поле. закрывать какую ни есть влагу. И вот вырастили хлебушек не больно богатый, да голодать не будем…

Колышется тусклое пламя свечей. Колеблется над пряниками, батонами, буханками. А мне кажется: это горят не свечи, а фары машин, которые везут в ночи зерно на элеватор. И что не настоятель Кудин машет чадным кадилом, а пекарь Зоя Шушпанникова с размаху выбивает из горячих железных форм горячие буханки. Три, шесть, девять… Всю смену у жаркой печи…

О разном мы говорили с настоятелем Кудиным… Но больше всего в память врезались слова:
- Если доводится принести из церкви булку, то обязательно обрежу с нее корки. Негигиенично, знаете…
Е. Уривская,
корр. "Ленинца".

26.03.1982
№ 46 (12141)

Помогите найти

У меня сохранилось несколько вырезок из "Ленинца" периода января 1969 года со статьями моего ныне покойного брата Соломона Григорьевича Ициксона об организации молодежных сельхозкоммун в Кирсановском уезде в двадцатых годах. Был там помещен и групповой снимок первых коммунаров (осень 1923 года), на котором среди 9 коммунаров и два моих брата: Соломон и Яков.

Из статьи по счету третьей - "Зерна коллективизма" - можно сделать вывод, что в 1925 году две молодежные коммуны объединились ("Комсомолия" и "Молодая гвардия") в селе Кандаурове Соколовской волости Кирсановского уезда.

Далее есть такие строки: "Среди ветеранов коммуны был и… Яков Ициксон. Он состоял в коммуне и в 1920-1921 годах и в 1925-1928 годах. Он трудился и в "Маяке" (колхозе, образованном позже из коммун) до 1941 года. А в годы Великой Отечественной войны он погиб на фронте. Семья его и поныне живет в колхозе".

Большая и убедительная просьба - узнать адрес семьи брата Якова Григорьевича Ициксона.

Немного о себе. Я инвалид Великой Отечественной войны второй группы. Оба мы с женой пенсионеры и ветераны партии с 1938 и с 1931 годов. Прошу проявить внимание к моей просьбе.
Б. Ициксон.
От редакции:
В свою очередь редакция "Ленинца" просит читателей отозваться на это письмо и сообщить нам сведения о родственниках Бориса Григорьевича Ициксона.

Наверх