Герб города Кирсанова

Ленинец
1981 год
(ноябрь-декабрь)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Редактор В.Е. Петровский.

21.11.1981
№ 191 (12071)

Подсказаны жизнью

Как уже сообщалось, состоялся семинар-совещание на базе Уваровщинского сельского Дома культуры по вопросам внедрения советских ритуалов в жизнь.

В комплексе средств идейно-воспитательной работы, направленной на формирование нового человека, сказала в своем докладе секретарь райисполкома Г.М. Волкова, важное место занимает новая, социалистическая обрядность. Наиболее массовыми в нашей стране являются такие праздники, как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День Победы, День Конституции СССР, День международной солидарности трудящихся - 1 Мая, Международный женский день 8 Марта и другие. Торжества, связанные с этими датами, проходят по всей стране и отличаются большим патриотизмом и интернационализмом.

Прочно вошли в нашу жизнь праздники, прославляющие людей труда, передающие молодым поколениям эстафету славы отцов и дедов. Это - чествование героев труда, передовиков производства, торжественное подведение итогов социалистического соревнования, праздники трудящихся различных профессий.

Эти праздники с их новой обрядностью органически входят в многообразную жизнь коллективов, способствуя выполнению тех их функций, которые записаны в статье восьмой Конституции СССР: "Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботясь о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации".

Популярны в нашей стране также гражданские, семейно-бытовые праздники и обряды. Они тесно связаны с важнейшими событиями в жизни человека - регистрацией новорожденного, совершеннолетием, вручением паспорта, проводами в Советскую Армию и т.д. Развитие новой обрядности всемерно способствует становлению и укреплению нового образа жизни, совершенствованию взаимоотношений людей на производстве, в семье, быту.

Партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации, работники культуры и просвещения района с каждым годом уделяют все больше внимания внедрению красивой, эмоционально насыщенной, свободной от религиозных предрассудков и других пережитков прошлого социалистической обрядности. В районе по новому советскому обычаю проходит 95 процентов бракосочетаний. Наиболее ярко эти церемонии проводятся в Калаисском, Ленинском, Голынщинском, Уваровщинском сельских Советов. Здесь прочно вошли в жизнь чествование передовиков производства, трудовых династий, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, торжественные проводы в Советскую Армию и другие обряды и ритуалы. Это способствует закреплению молодежи на селе, повышению ее трудовой активности.

Совсем иная картина в Хмелинском, Подвигаловском, Кобяковском сельских Советах. Здесь не только очень редко проводятся такие мероприятия, но и не уделяется должного внимания состоянию зданий клубов, оформлению их средствами соответствующей наглядной агитации, то есть тем местам, где эти мероприятия проводятся. Отсутствие целенаправленной воспитательной работы среди населения сказывается и на производственных делах коллективов, на трудовой дисциплине, закреплении кадров.

Необоснованными являются опасения тех, кто считает, что любые обряды как-то связаны с религией. Интересен такой факт из воспоминаний Н.К. Крупской. Однажды к М.И. Калинину подошел пожилой человек и сказал: "Я могу жить без религии. А как нам жить без церкви?" Михаил Иванович объяснил собеседнику, что народ сам будет создавать новые обряды. Позже Калинин рассказал об этом эпизоде В.И. Ленину. Владимир Ильич ответил, что религиозные обряды заменятся театром и театрализованными представлениями, другого он не видит.

Подготовка и проведение новых обрядов и ритуалов - дело хлопотливое. Не последнюю роль здесь должны сыграть и обрядовые комиссии, которые создаются при исполкомах сельских Советов. Их нужно создавать повсеместно, включив в них партийных, советских, профсоюзных работников, представителей учреждений культуры, ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны. К сожалению, таких комиссий в нашем районе очень мало. А это в свою очередь приводит к тому, что в районе еще есть случаи крещения и венчания в церкви. Правда, заметна тенденция их постоянного сокращения.

Строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Социалистические обряды являются одним из важных средств развития и воспитания советских людей, их приобщения к коммунистическому мировоззрению и коммунистической морали. Этим и определяется их место в развитии нашего общества. Они неотъемлемый элемент жизни и быта советского народа, важное завоевание социалистической культуры.

Затем выступили секретарь исполкома Калаисского сельского Совета М.А. Тутмина и председатель исполкома Ленинского сельского Совета Л.Е. Савченко. Они рассказали о внедрении новых обрядов в селах Калаис, Вячка, Шиновка и Ленинское.

27.11.1981
№ 194 (12074)

И.П. Фролов

23 ноября после тяжелой болезни скончался член КПСС с 1943 года участник Великой Отечественной войны подполковник запаса Иван Петрович Фролов.

И.П. Фролов родился 7 июля 1922 года в с. Кочетовка Мичуринского района в семье крестьянина. Он окончил педагогическое училище, учительский институт, вечерний университет марксизма-ленинизма и одно из военных училищ.

Большая часть жизни И.П. Фролова была связана со службой в рядах Вооруженных Сил СССР. С декабря 1941 по мая 1945 года он участник Великой Отечественной войны, с 1953 года и до ухода на пенсию - работник Кирсановского военкомата.

Родина высоко оценила боевые заслуги и вклад в дело патриотического воспитания молодежи И.П. Фролова, наградив его двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны второй степени, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги" и другими.
Светлая память о И.П. Фролове навсегда останется в памяти тех, кто работал с ним, знал его.
Группа товарищей.

18.12.1981
№ 206 (12086)

До ума и сердца каждого

С Клавдией Петровной Агеевой я знаком много лет. Она была моей учительницей. В последний раз встретился с ней на очередном семинаре пропагандистов. Клавдия Петровна читала лекцию: "Искусство и религия". Спокойно и уверенно звучал в зале ее голос. Чувствовалось, что она сумела завладеть вниманием аудитории.

Много лет Клавдия Петровна Агеева преподавала историю в зооветтехникуме. Потом перешла на работу в совхоз-техникум. Будучи еще молодым педагогом, охотно выступала перед населением с беседами по атеизму, работала от общества "Знание". А вскоре ее ввели в лекторскую группу и спустя некоторое время назначили руководителем научно-атеистической секции районного общества "Знание".

Клавдия Петровна - человек поиска. Она стремится найти наиболее рациональные и эффективные методы атеистической пропаганды, чтобы содержание лекций и бесед доходило до ума и сердца каждого слушателя. С этой целью занялась самообразованием, изучила антирелигиозную литературу. Чтобы лучше знать своего идейного противника, ознакомилась с современными церковными проповедями, отправлением религиозных обрядов.

Одной из первейших своих задач Клавдия Петровна считает улучшение атеистического воспитания школьников. При ее участии были созданы клубы атеистов, родительские лектории, оформлены атеистические уголки.

Особенно хорошо антирелигиозное воспитание поставлено в Уваровщинской средней школе. Педагоги часто выступают перед жителями села с докладами, читают лекции, проводят беседы с верующими, создали школу юных атеистов.
Умело ведется антирелигиозная пропаганда в городских средних школах.

Большую работу по пропаганде атеистической литературы проводят работники центральной библиотечной системы. Библиотекари постоянно бывают на промышленных предприятиях, выступают с обзором книг, беседами. Так, на фабрике "Победа" работница читального зала М.И. Курдюкова сделала обзор литературы по теме "Не легенде о боге, а науке поверь". Обзору предшествовал просмотр литературы, которая вошла в серию "Религия как враг народа". Для рабочих швейной фабрики "Юность" и завода текстильного машиностроения были подготовлены обзоры книг по темам: "Человек и космос", "Жизнь и религия", "Мир вокруг нас".

Сами атеисты постоянно пополняют свои знания в семинарах, которых в районе шесть. В помощь атеистам в библиотеках города организованы выставки. Здесь широко представлена литература, обличающая религию и религиозные предрассудки.

Многое сделано в атеистической пропаганде. Но каждый день приносит новые заботы. Находятся еще люди, которые пребывают в чаду религиозного дурмана. Был такой случай. На семинаре пропагандистов К.П. Агеевой передали анонимное письмо, адресованной одной из воспитанниц профтехучилища № 3. В письме говорилось о вере в бога, "о грехах" и "муках", которые ждут "нехристей". Кто написал? И почему именно этой девушке? Много вопросов возникло у Клавдии Петровны, когда шла она в училище, чтобы получше узнать обстановку там, поговорить по душам с теми, с кем это может быть особенно необходимо. В училище читала лекции, затевала атеистические диспуты, беседовала об антирелигиозных книгах.

Клавдия Петровна всегда старается увлечь своим интересным и трудным делом все новых и новых людей. По ее мнению, каждый учитель, каждый учащийся должен стать воинствующим атеистом. А в итоге из года в год растет отряд бойцов антирелигиозного фронта. За последнее время к атеистической работе подключились воспитатели детских садов, работники культурных и медицинских учреждений. Активными помощниками атеистов становятся учащиеся.

Сейчас Клавдия Петровна на заслуженном отдыхе, но продолжает выступать с лекциями на атеистические темы перед различной аудиторией. Так, в совхозе-техникуме слушали ее беседы "Ленин о религии", "О происхождении религии", "О сектантстве" и другие. Она же помогает ребятам в организации тематических вечеров, в подборе литературы на атеистические темы.

Клавдия Петровна Агеева за большую общественную работу награждена почетными грамотами правлений городской, областной и республиканской организаций общества "Знание".
А. Шамов,
внештат. корр. "Ленинца".

25.12.1981
№ 210 (12090)
Край родной
Глубокая борозда
Прошло шестьдесят лет с той поры, а вспомнишь - и кажется: все это было вчера. Тогда, а именно: 23 мая 1920 года, десять беднейших семей на бывшей усадьбе помещика Карпова Ирской волости Кирсановского уезда решили организовать сельскохозяйственную коммуну и назвали ее "Вперед".

Прежде всего перед коммунистами встал вопрос: сможем ли мы работать сообща, в одном хозяйстве. Все тогда заявили: сможем. Выбрали председателя. Им стал Алексей Степанович Беломутцев. Заместителем избрали Федора Ивановича Медведева.

И вот бывшие бедняки впервые стали работать на общее дело и на себя. Кто же они, эти первые? Назову нескольких: А.С. Беломутцев - грузчик, Ф.И. Медведев - пекарь, И.И. Суслин - батрак, А.Д. Слащилин - плотник, С.Е. Слащилин - крестьянин-бедняк. То же самое можно сказать и об остальных.

От помещика остались нам локомобиль, две сноповязалки, жатки, косилки. Мы никогда раньше не имели дела с такой техникой. Однако сумели быстро ею овладеть и стали применять на полевых работах.

В 1920 году урожай был выращен неважный, так как три года земля помещика не обрабатывалась, заросла бурьяном. Собранное зерно оставили на семена, а землю начали готовить под будущий сев.

Трудным был для нас первый год. Не хватало продуктов питания для столовой. И все же коммунары не унывали, на работу шли с песнями.

Вместе с полевыми работами наш пришлось ремонтировать животноводческие помещения и квартиры. В первый год некоторые семьи жили по две в одной комнате. Причем жили очень дружно, как будто дети одной матери.

Окружающее население смотрено на нас недоверчиво, с опасением. Шли разные слухи, будто бы коммунары в большой дружбе с нечистой силой, что спят они под общим сорокаметровым одеялом. Говорили всякую всячину.

1920 год прожили спокойно. Наступило 1 января 1921 года. Повар в честь праздника готовил хороший обед, и коммунары ждали этого часа. Заместитель председателя коммуны Ф.И. Медведев поздравил за обедом коммунаров с Новым годом. Вдруг на улице послышались свист, стрельба. Это ворвались бандиты. Их было около тридцати человек. Коммунары стали прятаться кто куда.

Бандиты забрали десять лошадей, застрелили свинью. Пока они разбойничали, приехал наш председатель Алексей Степанович Беломутцев. Бандиты схватили его, хотели зарубить на месте. Однако расправа не состоялась: решили доставить к самому Антонову. Знали, что Антонов имел большое зло на Беломутцева еще с той поры, когда Алексей Семенович работал заведующим коммунальным отделом горсовета, а Антонов был начальником милиции.

Штаб Антонова остановился от нашей коммуны в полутора километрах, в поселке Красные Озерки. Разговор в штабе был коротким:
- Ты, Беломутцев, организовал коммуну, расплачивайся за это головой…

Не успел председатель сказать и слова, как вбежал бандит и сообщил Антонову: в поселке красные. Чудом тогда остался в живых Беломутцев. Когда он возвращался в коммуну, недалеко от усадьбы его встретил другой отряд антоновцев. Бандиты избили Беломутцева до потери сознания. К счастью, они не знали, что им в руки попался сам председатель коммуны.

Потом в коммуне появился отряд красных. Он оставил нам много винтовок и патронов, отобранных у бандитов. Таким образом каждый коммунар получил оружие. Теперь мы могли защищаться.

После того, как с антоновщиной было в основном покончено, многие бандиты Гавриловской волости ушли в лес мелкими группами. Их звали кустарями. Они неоднократно налетали на коммуну, но получали достойный отпор. Поначалу коммуну охраняли наши комсомольцы: Яков Медведев, Александр Яичников, Василий Суслин, Василий и Сергей Слащилины.

Наступила весна 1921 года. Весенние воды щедро напоили землю. Коммунары спешили посеять ранние яровые. Но и тут им старались помешать. Помню такой случай. Хорошим теплым утром коммунары получили задание, кому что делать. Мой отец, например, должен был сеять коноплю, а я - бороновать. Дружно выехали мы в поле. Часов в десять со стороны поселка Рыбный показалась небольшая группа бандитов и с саблями наголо, со свистом и криками поскакала небольшая группа бандитов и с саблями наголо, со свистом и криками поскакала в галоп на коммунаров. Но коммунары не расставались с винтовками и открыли огонь по бандитам. Нападение было успешно отбито.

В мае отряды Красной Армии ликвидировали кустарей. Коммунары получили наконец возможность жить спокойно. Им добавили скота: коров, лошадей, овец, свиней. Стали мы разводить и птицу.

С укреплением нашего хозяйства сам собой встал вопрос об улучшении быта коммунаров. Наладили хорошее питание в столовых, пошили всем коммунарам сапоги, полушубки, другую одежду. Жизнь налаживалась.

В апреле 1922 года мы, члены коммуны "Вперед", пошли встречать коммунаров. приехавших из Америки, чтобы организовать новую коммуну на усадьбе помещицы Оболенской. Сразу завязали с ними дружбу.

В 1923 году мы получили трактор "Фордзон". Его повел кузнец В.И. Суслин. Потом его заменил Сергей Слащилин, а когда Сергея призвали в армию, на трактор сел его брат Павел. Довелось работать на первом тракторе и мне.

Глубже становилась прокладываемая нами борозда, глубже ложились в нее добрые семена, давая благодатные всходы. Назрела необходимость готовить свои кадры. И вот Яков Медведев и Александр Яичников поехали учиться.
Окружающее население изменило к нам отношение. В коммуну стали вступать новые члены.

Коммуна росла, а земли у нас было всего-навсего 300 гектаров. И расширяться было некуда. Оставался единственный путь: объединить нашу коммуну с коммуной имени Ленина. Такое слияние произошло в 1929 году. Свезли постройки, инвентарь. Наши коммунары частично остались в коммуне имени Ленина, частично разъехались по другим коммунам.

Есть ли сейчас из них кто-нибудь в живых? Да, есть. На заслуженном отдыхе, как ветераны колхозного движения двадцатых годов, находятся Мария Алексеевна и Петр Алексеевич Беломутцевы, Ольга Ивановна, Надежда Ивановна, Григорий Иванович Суслины. Все они проживают в колхозе имени Ленина, а Агафья Степановна Слащилина - в колхозе "Вперед к коммунизму".

Глубокие корни пустили коммунары на родной земле. Их дело достойно продолжают дети. Сын коммунарки О.И. Суслиной - А.А. Курганов - работает главным агрономом в колхозе имени Ленина, а сын Н.И. Суслиной работает в одном из совхозов нашей области.

В годы Великой Отечественной войны сыновья коммунаров отважно защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков. И.А. Беломутцев сражался под Сталинградом, П.А. Беломутцев участвовал в воздушных боях с фашистскими стервятниками, Н.А. Слащилин воевал у стен Ленинграда, освобождал Польшу и закончил войну в Берлине. П.Г. Слащилин - майор Советской Армии, ветеран войны. Два брата Медведевых - Петр и Егор - пришли с фронта инвалидами. Все они храбро сражались за Отчизну. Об этом свидетельствуют их боевые награды. Многие отдали жизнь за Родину. С.Е. Слащилин погиб под Москвой при разгроме фашистских войск. Н.Ф. Медведев пал смертью храбрых, обороняя Мариуполь. В.А. Слащилин погиб при служебных обстоятельствах и похоронен в саду коммуны…

Мы, ветераны, желаем нашему молодому поколению, нашим детям и внукам, свято хранить начатое отцами и матерями дело, честно продолжать его, неуклонно идти дорогой, которую указал Ленин. Пусть вам светит яркое солнце и всегда будет над вами чистое небо!
И. Слащилин,
бывший коммунар.

Памятникам - заботу горожан

В нашем городе состоят на учете и подлежат государственной охране четыре памятника истории и архитектуры. Все они имеют охранные зоны, установлен строгий надзор за их правильным содержанием: за ремонтом, восстановлением и использованием.

К памятникам отнесено здание, в котором в дореволюционный период размещалась земская управа и при ней - первая городская общедоступная библиотека-читальня имени Н.И. Кривцова. В послеоктябрьский период здесь размещался первый уездный комитет РКП(б), затем райком ВКП(б) и позднее - горком КПСС.

Это здание сейчас находится в удовлетворительном состоянии. Недавно оно было капитально отремонтировано. Охранная зона сохраняется в неприкосновенности. Сейчас, в связи с передачей здания средней школе № 1, горисполком обязал районо и администрацию школы содержать здание и охранную зону в надлежащем порядке.

Здание краеведческого музея, бывшего купеческого клуба, где в 1918 году состоялся первый съезд Советов Кирсановского уезда, где в первые годы Советской власти работал рабоче-крестьянский и красноармейский театр, на сцене которого начинали свою артистическую деятельность народные артисты Н.А. Анненков и В.Ф. Лебедев, также имеет небольшую охранную зону, которая содержится в порядке, а само здание недавно, в 70-е годы, капитально отремонтировано и находится в удовлетворительном состоянии.

А вот два параллельных здания торгового значения "Каменные ряды" не имеют охранных зон. Они состоят в аренде горторга и за счет арендатора здесь будут проводиться ремонтно-реставрационные работы.

Здание кладбищенской Козьмодемьянской церкви, построенное в первой половине XIX века и оформленное известным художником, академиком живописи А.Д. Надежиным, арендуемое церковным обществом, находится в удовлетворительном состоянии. Недавно (в 1975 году) после проведенного капитального ремонта в церкви проводились реставрационные работы под руководством лауреата Государственной премии, заслуженного художника РСФСР С.И. Трескина (Ленинград).
Сейчас ставится вопрос о внесении в список памятников еще одного здания.

На улице Энгельса стоит здание бывшей Кирсановской женской гимназии (в последнее время средняя школа № 1), история которого заслуживает, чтобы взять его под охрану государства и сохранить как памятник истории и культуры. Администрация первой средней школы и работники Кирсановского краеведческого музея продолжают сбор материалов по истории этого здания, уточняют списки выпускников гимназии и школы, ставших видными учеными, литераторами и общественными деятелями.
Т. Перебора.