Герб города Кирсанова

Ленинец
1975 год
(январь-февраль)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Редактор. В.П. Кудрявцев.

28.01.1975
№ 16 (10644)

В.И. Бакрадзе

25 января 1975 года скончался Бакрадзе Владимир Иосифович – член КПСС с 1919 года, персональный пенсионер.

В.И. Бакрадзе родился в 1895 году в с. Хварбета, Озургатского уезда, Кутаисской губернии. Трудовой путь начал с 11 лет учеником столяра. В 1915 году В.И. Бакрадзе был призван в армию. В декабре 1917 года становится красногвардейцем, а с марта 1918 по 1924 годы В.И. Бакрадзе служит в Красной Армии, занимая должности помощника командира и командира взвода.

С 1931 по 1959 год В.И. Бакрадзе работал в Кирсанове, занимая ответственные должности на партийной и хозяйственной работе.

Куда бы партия ни посылала В.И. Бакрадзе, он, не жалея сил, отдавал свои знания, опыт, организаторские способности успешному выполнению народнохозяйственных задач, проявляя при этом партийную принципиальность, высокие деловые качества, инициативу.
В.И. Бакрадзе был чутким и внимательным товарищем, заботливым руководителем.
Светлая память о Владимире Иосифовиче Бакрадзе навсегда сохранится в сердцах тех, кто знал его.
Горком КПСС.

04.02.1975
№ 20 (10648)

«Реки в прошлом»
Знай и люби свой край

Ничто в мире не стоит на месте. Растут и становятся краше города. Огромными скачками движется вперед научная мысль. Совершеннее становится человек. Изменяется со временем и окружающая нас природа. Но, к сожалению, по закону, не радующему нас. Человек еще не всегда умеет преобразовывать ее по своему желанию. Вот, к примеру, какой была природа лет 150 назад в Кирсановском районе.

Вся пойма реки Вороны была покрыта лесом. Таким образом пензенские и тамбовские леса были единым массивом. Вот что писали М. Максимов и А. Щекотов в «Географическом словаре Тамбовской губернии» (1902 г.): «Река Ворона нарядная судоходная река. Ширина ее от 15 до 20 саженей. Рыба ловится: щуки, лещи, окуни и сим подобные». А «Военно-статистическое обозрение русской империи» (т. 3, ч. I, 1851 г.) как бы дополняет: «Судоходство по реке Вороне открыто с 1842 года (до этого она была сплавной). Ценность товаров, сплавленных в 1841 году, превосходило 110000 р.».

О красоте и богатстве Вороны очень хорошо сказано в журнале Г. Торчилло «Природа и охота» (№ 62 от 21-IV 1881 г.). Автор несколько лет подряд бывал здесь и изучал реку на всем ее протяжении. Вот что он писал: «За исключением красной рыбы, сига, лосося все остальные роды и виды рыб, населяющих водоемы центральной России, водятся в реке Вороне в изобилии, притом представлены самыми крупными экземплярами. Из рыб, которыми изобилует река Ворона, первое место принадлежит сому, который достигает здесь до 10 пудов весом и 4 аршина роста, щука достигает 3 пудов при саженной длине туловища, судак достигает полпудового веса, окунь – 9 фунтов…».

Ворона отдавала свою силу людям. Так, сведения «О поземельном владении казенных крестьян Кирсановского уезда за 1837 г.» рассказывают, что на реке была государственная мельница о 12 поставах «всемилостивейше пожалована помещику Недоброву».

Глубокой и полноводной была и река Нюдевка – левый приток Вороны. которую так же населяли разные виды рыб, была здесь и мельница о двух поставах, принадлежавшая тому же помещику Недоброву.

Ныне река Карша – ручеек метровой ширины. А полтора века тому назад она была внушительной рекой, богатая рыбой. в пойме рос лес, жалкие остатки которого дожили до двадцатых годов нашего столетия. И на Карше стояли три водяные мукомольные мельницы. Две из них принадлежали крестьянину Куликову и одна – крестьянину Щуплову. Об этом также повествуют вышеупомянутые сведения за 1837 год.

Нюдевка, Карша и часть Вороны расположены на территории колхозов «Победа» и «Родина». В этих хозяйствах немало сделано по охране природы и приумножению ее богатств: построены новые водоемы, посажены лесозащитные полосы, в лесах появились новые виды животных – лоси, косули, дикие кабаны, бобры, выхухоли. Но еще много предстоит сделать в этом направлении. Хотелось бы, чтобы пересыпкинцы восстановили былую славу Карши и Нюдевки. Плотины на них дали бы новые тысячи кубометров живительной влаги. Это новый лес, новые запасы рыб, мощный резерв влаги для орошения полей.
Е. Камышников,
краевед-любитель.

Наверх