Герб города Кирсанова

§5. Быт жителей Кирсанова в XVII-первой половине XVIII вв.

Домашний уклад. Внешне Кирсанов напоминал собой большое село. Большинство жилых построек крылось соломой и топились по-черному. Этот способ отопления требовал меньше дров. Дым уходил через волоковые окна, но так как они не были связаны с очагом, то с дымом не уходило тепло. Сажа на стенах, конечно, была, но она защищала от паразитов. Наружный свод русской печки мог быть округлым, лежать на такой печке могла разве что кошка. Более привычный в последующие века вариант горизонтального верха печи встречался реже, так как требовал больше кирпича. Хозяева дома могли спать в тепле на полатях - подвесном дощатом помосте, расположенном близко от печи и довольно низко от пола - ниже уровня дыма, скапливавшегося в помещении. Подвесной потолок отсутствовал. Были видны конек и стропила крыши.

В русской кухне преобладали вареные, пареные, печеные кушанья, так как жарить в русской печке неудобно. Основной емкостью для готовки был горшок, устойчиво стоявший в печке. Хозяйка ставила и доставала тяжелые горшки с помощью ухвата, положенного на каток. Из-за того, что это было нелегко физически, девочек довольно поздно учили стряпать.

Русская печка зачастую заменяла баню - в остывающей чисто выметенной топке, прикрытой заслонкой, мылись. Иметь свою баню мог только довольно состоятельный человек. Ведра, корыта, бочки и прочие емкости для воды делались из дерева. Воду носили из колодцев или реки, белье стирали в реке, а гладили с помощью валька и рубеля.

В абсолютном большинстве домов были земляные полы. Перед праздниками их выравнивали и мазали жидкой глиной, чтобы было меньше пыли. У богатых хозяев пол из расколотых пополам бревен мог занимать лишь чистую часть жилья, не доходя до предпечья и порога. Так как на земляном полу кроме мышей водились еще и земляные жабы, то иногда хозяева держали ручного ужа, ловившего и тех, и других. Кошка в доме была обязательно. А вот место собак было во дворе. В жилые помещения их не пускали.

Традиционной мебелью были столы, скамьи и лавки. Лавка скорее напоминала вагонную полку. Она крепилась к стене, под нее ставились короба и укладки с вещами. Спать на ней было вполне удобно. Скамья имела ножки, а иногда и спинку. Ее можно было ставить в любое место. Днем скамьи и лавки накрывались ткаными накидками. Большинство горожан в то время вряд ли имели постельные принадлежности. На лавку клали набитый соломой тюфяк, под голову клали свернутую одежду, одеждой же накрывались. Персональное место для сна - люльку - имел только самый младший в семье.

В темное время дом освещала лучина и гораздо реже свеча. Каждая изба имела "красный" или "святой" угол с иконами. Сундук считался принадлежностью богатого дома. У бедных все необходимое хранилось в плетеных коробах. Посуда ставилась на открытые полки вдоль стен.

Забота о красоте в доме лежала на плечах женщин. Вышитые скатерти, налавочники, подоконники (ткань, подвешивавшаяся под оконным проемом), завесы, полотенца были обязательной принадлежностью интерьера. Эти вещи практически не бывали предметом торговли. Каждая хозяйка делала их сама и учила этому дочерей. А вот приносить в дом живые цветы было не принято. В полутемном помещении они были заметны хуже, чем вышитые или нарисованные, в тесноте для букетов абсолютно не было места. Так что веночки и букетики были забавой для детей и девушек вне дома. Исключение составлял праздник Святой Троицы. В этот день стены и иконы украшались ветками и цветами, а пол засыпался свежескошенной травой. Но в этом случае цветы выполняли обрядовую, а не эстетическую роль.

Вопрос: Что изменилось в современном домашнем укладе кирсановцев по сравнению с укладом XVII-первой половины XVIII вв. Какие традиции прошлого вы считаете наиболее интересными и почему.

Одежда. Одежда горожан практически ни в чем не отличалась от крестьянской. Она была простой и удобной. Для ее изготовления использовались льняные и конопляные ткани, шерсть: они мягкие, легкие, удобные в носке. Для отделки зимней одежды применяли шкурки белок, зайцев, лис, медведя, бобра. Некоторые виды зимней одежды выделывали из овчины.

Мужская летняя одежда состояла из рубахи и портов. Штаны или порты завязывались тесемкой и считались принадлежностью женатого мужчины. Верхняя одежда более разнообразна: армяки, свиты, зипуны, шубы. Головной убор состоял летом из войлочной шляпы, а зимой - из суконной или меховой шапки, подбитой изнутри бараньим мехом. Обувью служили плетеные из лыка лапти, сапоги из различных сортов кожи и валенки.

Женская нательная одежда состояла из рубахи туникообразного вида, с обязательным поясом. Появиться без пояса в доме, и тем более на улице, считалось зазорным и неприличным. Верхняя одежда включала сарафаны, паневы. Сарафаны в основном носили девушки. Панева - юбкообразная одежда, шилась из шерстяной ткани в крупную клетку темно-синего или черного цвета. Зимой женщины надевали телогреи, зипуны, кафтаны-коротаи, тулупы. В холода на кисти рук опускали длинные рукава. Головной убор отличал замужнюю женщину от девушки. Девушка могла ходить простоволосой, надевая на голову повязки, перевязки, обручи-венцы. Замужняя женщина дома и на улице должна была обязательно закрывать голову. Дома надевался волосник, на улице - убрус - специальное головное полотенце. Носились кички, платки. На ноги женщины надевали летом лапти, а зимой - сапоги на высоком каблуке или валенки.

Мужская и женская одежда украшалась вышивкой или узорами. Рисунки вышивок и узоров разнообразны. Здесь тесно переплелись русские и мордовские традиции, создав своеобразную южно-русскую вышивку. Она отличалась геометрическими узорами в виде ромбов или квадратов. Преобладали красно-белые цвета. Широко распространенным видом ткачества оставалась пестрядь. Ее ткали из льняных хлопчатобумажных и шерстяных ниток разных цветов, режущих глаз пестротой. Из пестряди шили сарафаны, мужские и женские рубахи, юбки.

Весь строй городской и деревенской жизни, однообразие занятий и традиций способствовали тому, что определенный набор одежды сохранялся длительное время. Причем повседневная одежда снашивалась до дыр, а праздничная хранилась долгое время, была предметом особых забот и надевалась редко, только в праздники в церковь.


Вопросы и задания: Что являлось обязательной принадлежностью в одежде женатого мужчины? замужней женщины? Составьте описание одежды городской девушки в XVII-первой половине XVIII вв.

© Автор-составитель Просветов Р.Ю.
Учебное пособие по краеведению, 2002.

Наверх