Герб города Кирсанова

Городские храмы

Городские храмы Уездный город Кирсанов в конце XVIII века был ничем не примечательным населенным пунктом. В 1779 году все "публичные" строения в нем можно было перечесть по пальцам: деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца с двумя приделами (Покрова Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка), присутственные места, "городническое" правление с тюремной избой при нем, два соляных амбара и пять "питийных" домов19. В сохранившемся описании города Кирсанова, датированном не ранее 1804 года, кроме прочего, значатся "кладбище за городом одно, на котором церковь во имя бессребреников Космы и Дамиана, об одних этажах, деревянные, казенного строения". Далее: полиция, уездный и земский суды, казначейство с кладовой, магистрат, городская дума, словесной суд, тюремная изба с караульной. В городе также числилось частных караульных застав - 3, соляных магазинов - 9, деревянных винных земляных подвалов - 3, питейных домов - 5, лавок - 17 деревянных, плетневых - 24, кузниц деревянных - 4, обывательских домов - 695 и один деревянный общественный мост чрез реку Пурсовку "на гористом месте". Улиц по новому положению больших две: 1­я длинная Голынская, 2­я Голынская, поперешных 10 безымянных [20].

К концу XVIII века в Тамбовской губернии началось активное строительство храмов из производимого в округе обожженного кирпича. Желание сделать каменный собор возникало в каждом из учрежденных городов епархии, причем в городах чаще всего строили храмы на средства купцов, а в селах - на средства помещиков.

Первым благотворителем Кирсанова стал местный купец Лука Лежнёв. Он завещал на постройку каменного собора 1000 р., немалые для того времени деньги. Сохранился документ журнала заседаний Тамбовской духовной консистории от 17 мая 1799 года, по которому можно сделать вывод, что этот первый вклад был передан в управление и рост кирсановскому купцу Ивану Ширяеву. Тот в свою очередь одалживал деньги под проценты другим предпринимателям. Из документов видно, что не все купцы отличались честностью. Некоторые хотели, таким образом, получить доход и от самого строительства храма. Благочинным ветхой деревянной городской Николаевской церкви, а значит и ее настоятелем, был тогда священник Василий Алексеев [21].

Строительство каменного собора в Кирсанове стало настоящим долгостроем. Судя по публикациям, его возвели лишь в 1820 году при самом активном участии кирсановского протоиерея Василия Трескина. Освящен собор был в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Кирсановский Успенский собор и Ильинская церковь. Фото начала XX в.
Успенский собор и Ильинская церковь. Фото начала XX в.

Со временем собор стал главным украшением Кирсанова. Величественная громада храма возвышалась над городом, утверждая его уездный статус. "От подъема в город мимо станции идет главная и почти единственная улица Кирсанова с собором...", - писал в 1869 году путешественник [22].

В описании города Кирсанова 1820-1821 годов сообщаются следующие сведения о ярмарках, которые всегда были связаны с церковными праздниками: "Здешние купцы и мещане производят торг чаем, сахаром, виноградными винами, разными фруктами, сукнами, шелковыми, бумажными материями, холстом, разным хлебом, съестными припасами: медом, маслом коровьим, маковым и конопляным; воском, шерстью, дегтем; серебряною, медною, оловянною, жестяною, каменною и хрустальною посудою; железом, свечами восковыми и сальными, мылом (все это покупается в Москве на ярмарках); салом, коего вытапливают на салотопнях до 6800 пудов; отправляются для продажи в Москву и другие города заячьими и разных зверей мехами, шляпами, сапожным товаром, канатами и прочими мелочными деревенскими товарами; развозят их в разные селении; а сверх того торгуют разными кожами, покупаемыми у калмыков, рогатым и мелким скотом. В оном городе бывают в год две ярмарки. 1­я на девятой неделе после Пасхи, 2­я июля 20 дня; на оныя приезжают купцы из разных городов с разными товарами: сукнами, шелковыми и бумажными материями и мелочными изделиями; а крестьяне из разных селений привозят для продажи разной хлеб, глиняную и деревянную посуду, а также разной лес, доски, дрань, луб, телеги и колесы, и оныя ярмарки продолжаются не более трех дней каждая; женщины упражняются в домашних рукоделиях; а некоторые из них занимаются мелкою торговлею" [23].

В 1851-1852 годах рядом с Успенским собором в многолюдном месте на базарной площади кирсановский купец В.С. Сосульников возвел каменную Ильинскую церковь с приделами в честь святителей Митрофана Воронежского и Василия Великого. Не все современники одобряли это строительство, указывая на многие недостатки: "Во­первых, тесна, во­вторых, темна, в­третьих, сыра". Причина, как кое­кто полагал, "от дурных материалов из коих она устроена Сосульниковым из одного тщеславия" [24]. Однако в отличие от собора этот храм отапливался, и здесь совершалось богослужение в зимнее время года.

Наиболее активными в деле храмостроительства были купцы В. Сосульников и Ф. Зотов, между которыми в этом предприятии существовало даже некоторое соперничество. Так, прихожане Собора во главе с Зотовым, который был к тому же церковным старостой, подали в 1860 году в Духовную консисторию прошение о расширении трапезной при Соборе. В свою очередь, Сосульников "с приближенными к нему людьми просит разрешить расширить Ильинскую церковь, пристроив часовню и богадельню, открыв отдельный приход". Епархиальное начальство разрешило Зотову расширить трапезную (все работы закончились к 1862 году). В расширении Ильинской церкви было отказано. Однако она стала приходской.

В 1885 году были завершены работы по реконструкции Успенского собора, которые оплатил Н.В. Апоницкий. Обновленный храм освятил тамбовский епископ Виталий (Иосифов). Собор впечатлял своими размерами. К пятиглавой церкви с главным престолом Успения Божией Матери и приделами в честь святителя Николая и Архистратига Божия Михаила примыкала трапезная. В ней также было два престола: в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и праведного Симеона Богоприимца. На высокой трехъярусной колокольне размещалось девять колоколов, звон которых разносился на многие версты от города. Внутри собор "весь горел золотом". Большое количество окон позволяло заполнить солнечным светом все пространство храма, вмещавшего до 5000 человек. Отапливался храм двумя печами, а содержался за счет приношений прихожан и от доходов, которые давали гостиница, два магазина, две лавки, чайная и булочная.

Митрополит Вениамин (Федченков), учившийся в Кирсановском уездном училище в 1891-1893 годах, вспоминал, что "над Собором в солнечную жару вились с визгом стаи беспокойных стрижей, без них и город не город" [25].

Дата возведения кладбищенской церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана нам неизвестна. Известно только, что когда кирсановцы построили каменный Успенский собор, кладбищенский храм пришел в некоторое запустение, и поэтому в 1832-1839 годах купец Ф. Зотов его полностью перестроил. В 1903 году на средства московской купчихи Крыловой церковь основательно отремонтировали, поставили новый иконостас, стены расписали живописью, а через десять лет тщанием кирсановских купцов Якова Попова и Алексея Федорова в храме переложили церковные печи и перестелили полы.

В 1892 году в трех основных храмах Кирсанова - Успенском, Ильинском и монастырском Тихвино­Богородичном, о котором речь пойдет ниже - числилось 13946 прихожан: из них 6953 мужского пола и 6993 женского [26]. Учитывая то, что в 1895 году в Кирсанове насчитывалось всего 8389 жителей [27], а среди прихожан трех вышеозначенных церквей значатся мещане, купцы и государственные крестьяне, можно предположить, что немалую их часть в городских храмах составляли жители пригородных слобод.

В 1910 году в пригородной слободе Голынщина была выстроена каменная церковь с деревянной звонницей. Престолов предполагалось устроить три. До войны 1914 года освятили только главный - во имя иконы Божией Матери "Казанская". Храм удостоила своим вниманием великая княгиня Елизавета Федоровна (преподобномученица Елизавета), подарив сюда священническое облачение.

Преподобномученица Елизавета - великая княгиня царствующего дома Романовых, родная сестра супруги императора Николая II Александры Федоровны Романовой. Основательница Марфо­Мариинской обители в Москве. Вместе с другими представителями императорского дома в ночь 5 (18) июля 1918 года была сброшена в шахту старого рудника близ города Алапаевска. Прославлена в лике святых в 1992 году.

Еще одну церковь - домовую, во имя святителя Василия Великого, устроили в 1908 году в городской богадельне имени В.С. Сосульникова на средства жертвователей. Имелась своя церковь и в пригородных казармах запасного кавалерийского полка, а также в местной тюрьме.

Примечания

19. Цит. по кн.: Климкова М. "Край отеческий…". История усадьбы Боратынских. СПб., 2006. С. 64.
20. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 2. Д. 342. Л. 1.
21. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 425. Л. 55об.
22. Минх А.Н. Путевые заметки от Москвы до с. Колена. 1869 г. // ИТУАК, 1905. Вып. L.
23. РГИА. Ф. 1350. Оп. 312. Д. 154. Л. 3-3об. (Цит. по: Климкова М.А. "Край отеческий…". С. 65).
24. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1332. Л. 40.
25. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 107.
26. База данных "Клировые ведомости", предоставленная Лабораторией социальных исследований Института истории ТГУ им. Г.Р. Державина.
27. Просветов Р.Ю. "После указа Екатерины" // Кирсановская газета, № 106, 10 июля 2002 г.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.

Наверх