Марина Климкова. Немой свидетель былой эпохи // Тамбовская жизнь, 2004, 16 октября.
Немой свидетель былой эпохи
В нашей стране все чаще говорят о трагической судьбе дворянских усадеб, безвозвратно канувших в Лету. И не просто говорят, а пытаются некоторые из них, связанные с именами знаменитых соотечественников, воссоздать, дать новую жизнь. Подобная деятельность не может не вызывать одобрения и не вселять надежды на то, что время беспамятства в нашем обществе наконец кончается и, может быть, начнется возрождение отечественной культуры…
Однако порой, сосредоточивая внимание на реконструкции полностью утраченных усадеб, не замечается или не хочет замечаться, что рядом с нами, в наших городах, пока еще сохраняются бесценные осколки былой усадебной культуры. Эти здания местами перестроены, с покосившимися стенами и протекающими крышами, — неприметные и, на первый взгляд, не представляющие архитектурной ценности. Но если, зная их историю, приглядеться к ним внимательнее и абстрагироваться от всего наносного во внешнем облике, то можно восхититься их художественной простотой и неповторимой индивидуальностью.
Стоит в городе Тамбове на улице Мичуринской (бывшей Козловской) старый двухэтажный дом с семью окнами на деревянном фасаде. Будто путник, потрепанный судьбой и длинной дорогой, он потерял былую уверенность осанки. На фоне подступающих к нему высотных новостроек он выглядит маленьким и немного смешным — доживающим свой век немым свидетелем давно ушедшей эпохи. Однако всего сто лет назад, когда здание переживало расцвет своей истории, в нем протекала жизнь большой и счастливой семьи. Здесь раздавались детские голоса, звучала классическая музыка и стихи. В зале устраивались танцы для молодежи, а в кабинете с окном, выходящим в сад, глава семейства — Михаил Андреевич Боратынский (племянник поэта
Дворянский род Боратынских, пустивший корни в Польше, Венгрии, Америке, хорошо известен во всем мире. Знают там и поэта Евгения Боратынского. Пока в России определяли место его стихам в иерархии русской поэзии, за рубежом их переводили, издавали, писали и защищали докторские диссертации.
В Тамбовской области, малой родине Е. Боратынского, о нем почти не сохранилось никаких памятных следов. Лишь родовой некрополь в селе Софьинке Уметского района, где похоронена мать поэта, дом на бывшей Козловской улице в Тамбове, принадлежавший одному из последних носителей фамилии, да разрозненные экспонаты в музеях — вот немногие драгоценности, чудом уцелевшие в вихре истории.
Не так давно мы побывали в тамбовском доме Боратынских. Его нынешний обитатель, водноспортивный клуб «Пилигрим»,
Михаил Андреевич Боратынский с женой Ольгой Алексеевной (урожденной Жемчужниковой)
с сыновьями в Тамбове br>
Дом на Козловской улице был свидетелем многих событий в жизни семьи Боратынских: радостных и печальных, тревожных и
Благополучно сложилась судьба другой дочери Боратынских Софьи. В 1909 году она вышла замуж за преподавателя Тамбовского музыкального училища — поляка Иосифа Яржембского. Свадьба состоялась в Тамбове: молодые венчались в институтской церкви, а обед проходил в доме на Козловской улице. Михаил Андреевич вспоминал: «Со стороны Яржембского были его товарищи и знакомые музыканты… А когда дело дошло до тостов и чтения поздравительных телеграмм, то экспромтом вдруг составили небольшой хор, который сопровождал каждую телеграмму одобрительным „ура“, аккордами в разных тонах под дирижерством одного из музыкантов… выходило очень красиво и оригинально и придавало торжеству… музыкальный характер, который очень необходим к этой музыкальной свадьбе в музыкальном семействе».
Семья Боратынских самозабвенно увлекалась музыкой. Все ее члены, от мала до велика, были прекрасными музыкантами. Глава семьи, Михаил Андреевич, состоя на службе в губернской земской управе, прилагал все силы для развития музыкального образования в Тамбове. Он был членом дирекции Тамбовского отделения Императорского русского музыкального общества и как
Когда в 1918–1919 годах дворянские семьи были выселены из своих усадеб (сельских и городских), Михаил Андреевич, стремясь сохранить портретную галерею семьи, передал ее в Тамбовский народный музей. (Среди живописных работ — портрет его прадеда
Пройдет еще