Герб города Кирсанова

«Солнцу русской поэзии»

Приглашая на концерт «Музыкальной субботы» под на¬званием «Три венка Пушкину» юбилейного 25-го сезона, ди¬ректор школы искусств В А. Шамов обещай,, что концерт будет неординарным, интересным. И не покривил душой. Ровно час, вычеркнув из памяти все, присутствующие в концертном зале, благодаря безраздельному господству музыки, жили в Пушкинской эпохе и признательны за это организа¬торам и всему педагогическому коллективу школы искусств.

Первый венок - поэту любимому

Открыл празднество сводный хор ветеранов и учащихся под управлением Н. Смородиной (концертмейстер Е. Никола¬ева). "Зимний вечер", "Не пой. красавица, при мне", "Узник" (акапелла) составили первый венок, сотканный из грех клас¬сических произведений, всенародно любимому поэту. Поэту, самому входящему в наш дом и живущему всегда в нем про-изведениями, которые знает и обожает стар и млад. Культура исполнения, умение держаться на сцене, красивые костюмы, выразительность, артистизм - вот те критерии, по которым зрители аплодисментами оценили выступление хора

Его сменил ансамбль "народников" - аккордеонисты и бая¬нисты. "Вальс" из музыки Свиридова к повести Пушкина "Метель" прозвучал вдохновенно, живо, на одном дыхании. Привлек внимание зрителей и "Дуэт Лизы и Полины" из опе¬ры "Пиковая дама" Чайковского. Слушался он с интересом в исполнении О. Анозиной и Е. Николаевой и был театрально оформлен. От слушателей "Музыкальных суббот" ввели в программу выступление А. Ф. Резванцева - учителя школы № 5. Он душевно донес всем известный романс "Я вас любил".

А вот уже вокальная группа в изящных платьях цвета би¬рюзы вплела и свой цветок в первый пушкинский венок. "Хор девушек" из оперы "Евгений Онегин" в их исполнении завоевал зрительские симпатии, показав, что им по плечу и строгие произведения классического репертуара.

Второй венок - поэту элитному

- Он - избранному, элитному поэту, к поэзии которого на¬до подниматься самим, - комментирует ведущая В. Объедкова, помогая лучше познать произведения. - Томик его стихов всегда должен быть рядом, потому что, сколько ни прожи¬вешь, найдешь в нем строку, которой восхитишься. Так что же такое быть поэтом? Где взять ответ? У Пушкина. Пользу¬ясь приемами контраста, Александр Сергеевич показывает разницу между обычными человеческими заботами, что тер¬зают всех, и той силой Божьего дара, что вырывает поэта из людской толпы, обрекая на полное одиночество, на уедине¬ние с собственным творчеством.

Об этом - стихотворение "Поэт”, мастерски прочитанное заведующей отделом культуры администрации города, лау¬реатом республиканского конкурса чтецов Т. П. Щербаковой.

- Перед вами пройдут, - творит ведущая, - музыкальные образы великого пушкинского романа "Евгений Онегин". Оз¬вученные гением Чайковского: мечтательная Татьяна, преле¬стница Ольга, русская природа и удивительный Ленский - этот двойник Пушкина не только по поэтическому творчест¬ву, но и, как оказалось, по печальной судьбе. Вы услышите (это заметно) в тревожном ритме волнующего вальса.

Пабст "Парафраз" на темы оперы Чайковского "Евгений Онегин" исполнили Ж. Аносова и Н. Наумова. И уже доно¬сятся до нас беспокойные ритмы в четыре руки. Аккорды то сдержанные, то зловещие, бурные, словно предчувствующие грозную беду. Сопереживаем поэту - как много он выстрадал. Здесь и трепетное, волнительное состояние, когда слы¬шишь с детства знакомые нотки - тема Татьяны, и нежное, лирическое "Я люблю вас", и мелодия величественного клас¬сического "Вальса- мазурки"... Сердце заходится от нахлы¬нувших чувств.

Эту чудесную, чувственную музыку сменяет интересный, лирический романс "Брожу ли я вдоль улиц шумных" в ис¬полнении заслуженного работника культуры России В. А.Шамова. который сочинил музыку на стихи Пушкина. Ро¬манс был принят очень тепло.

- Друзья называли Пушкина соловьем, - уносит нас даль¬ше в глубь творчества ведущая. - Соловьиные трели услаж¬дают слух в переложении венгерского композитора Ф. Листа романса Алябьева, написанного на стихотворение друга Пушкина Дельвига "Соловей”.

Его технично, с чувством, исполнила на фортепьяно О. Жданова. Как певчая птичка, соловей спешит поведать всему миру свои изумительные по красоте трели с многочисленны¬ми коленцами, так и солистка радует знакомой мелодией: "Соловей мой, соловей, голосистый соловей... "А в награду - букет цветов, возгласы "Браво!" и море аплодисментов.

Пушкин жил во времена крепостного права. Он был ба¬рин и хорошо знал своих крестьян. Нет в нем высокомерия, ведь это был высоко образованный человек. Потому и рису¬ет в крестьянах часто бесхитростную простоту и покорность судьбе. Все это сумела передать вокальная группа, исполняя "Хор "Сватушка" Даргомыжского из оперы "Русалка".

Третий венок поэту интимному

Последний венок - поэту личному, доверительному, ин¬тимному. Взята смелая тема, которая интересует всех, но в современном искусстве многих из нас она раздражает, воз¬мущает. Есть ли эта тема у Пушкина? Есть! Тот же прием контраста: перед нами поэт - знаток женщин, настоящий мужчина и муж, который на все досужие разговоры не боит¬ся ответить откровенно, как любил он свою Натали!

Вдохновенно прочитала преподаватель агротехникума В. А. Гуцул его стихотворение "Нет, я не дорожу мятежным на¬слажденьем":
О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я...

У Натальи Николаевны и Александра Сергеевича Пушки¬ных было четверо детей. Ими они увековечили свое семей¬ное счастье.

С благодарностью зрители приняли пушкинское "Любви все возрасты покорны...". Заслуженный артист Карелии А. М. Маркин убедительно исполнил арию князя из оперы "Ев¬гении Онегин". В очередной раз он удивил нас поразитель¬ным творческим долголетьем. Мастер с каждым концертом демонстрирует рост в репертуарном и вокальном плане.

И последнее произведение, что прозвучало в концерте, позволило каждому остаться наедине со своим Пушкиным, помогло ощутить щемящую душу краткость ею жизненной судьбы и радость от общения со сверкающим вечно творче¬ством. Это ансамбль скрипачей (И. Король, Н. Адамова, В. Бондаренко, К. Глоба), исполнив любимый публикой романс Свиридова из музыки к повести "Метель" так, что вызвал слезы благодарности, нежность, тоску... Царицы музыки - скрипки словно выговаривали по слогам про горе невесты, в смятении ожидающей у церкви заблудившегося в снежных просторах жениха...

Итак, эта милая и памятная суббота, безусловно, украси¬ла минуты жизни. Огромная благодарность школе, четверть века подобным образом, без перерыва ведущей просвети¬тельскую работу и услаждающей слух меломанов.

Как постоянная слушательница "Музыкальных суббот" для себя сделала давно вывод, что школа искусств доказала свою необходимость городу и по праву стала центром искус¬ства и культуры нашего города.

© А.С. Харламова. Пока живу - помню, пока пишу - живу, 2008 г.

Наверх