Герб города Кирсанова

Храмостроительство и благотворительность
кирсановских купцов и общественных организаций

Главным украшением города был величественный Успенский собор. В 1869 году один путешественник, проезжая через Кирсанов, записал: “От подъема в город мимо станции идет главная и почти единственная улица Кирсанова с Собором...”. Каменный Собор построили в 1820 году при самом активном участии протоиерея Василия Трескина. Ранее на его месте стояла деревянная церковь, перевезенная из г. Керенска, но сгорела. В 1851-1852 гг. кирсановский купец В.С. Сосульников строит рядом с Собором каменную Ильинскую церковь с приделами в честь святителя Митрофана Воронежского и святителя Василия Великого[1].

Следует сказать, что Кирсанов в XIX веке становится преимущественно купеческим городом. И местные купцы 1-ой половины XIX века - Сосульниковы, Зотовы, Апоницкие - много трудов и средств положили на благо родного города. Особо выделялся среди них купец 2-ой гильдии Василий Степанович Сосульников. В 1849 году он жертвует в Собор икону свт. Николая стоимостью в 700 рублей. До этого, еще в 1845 году, Сосульников пожертвовал два образа Спасителя и Успения Божией Матери в 4 000 рублей, за что ему была объявлена благодарность от Святейшего Синода. В 1848 году жертвует серебряные оклады на сумму 1000 рублей. В 1849 г. дарит Собору священнические облачения на 60 рублей. Деятельность Сосульникова простиралась и на жителей города. В 1847 году после пожара в городе, он составил список тех, кто лишился всего имущества (всего 111 человек) и пожертвовал 200100 бревен для крестьян пригородных слобод и 10 срубов для горожан. В 1840 году во время голода раздавал муку в половину цены (3000 пудов). В 1844 году по случаю неурожая продал бедным по самой низкой цене 500 пудов муки. В течении 4 месяцев безвозмездно раздал 100 горожанам 30 фун. муки в месяц и по 100 гранцев круп. В городе Сосульников основал богадельню для пожилых людей, которая носила его имя (богадельня была основана в нач. XX в. и лишь носила имя В.С. Сосульникова - прим. Р.П.). Жертвовал он и в уезде. Так, в церковь с. Хмелинки подарил в 1848 году парчовые ризы.

Дело Василия Степановича продолжил его сын - Семен Васильевич. Он принимал активное участие в строительстве Ильинской церкви и являлся одним из главных жертвователей при основании Оржевского женского монастыря.

В деле храмостроительства выделялся также Кирсановский купец Апоницкий. Именно он в 1885-1886 гг. дал средства на проведение капитального ремонта Успенского собора, освящать который прибыл Тамбовский епископ Виталий.

Усилиями нескольких поколений кирсановцев к нач. XX века был создан грандиозный храм: вместимость до 5000 человек, длина 60 метров, 112 окон, более 300 икон, трехярусная колокольня с девятью колоколами, причем главный колокол весил 600 пудов и его звон при попутном ветре был слышен аж за 25 верст от города.

Другой купец-храмостроитель Ф. Зотов в 1832 году перестроил Никольскую церковь, а в 1832-1839 гг. также полностью перестроил и кладбищенскую церковь, престол которой был освящен во имя святых бессребренников Косьмы и Дамиана. В том же 1839 году церковь была расписана мастерами живописи при участии академика Афанасия Дмитриевича Надеждина[2]. Сам купец Ф. Зотов был церковным старостой Собора.

Другой кирсановский благотворитель, - потомственный почетный гражданин Сергей Иванович Москалев, - в 1908 году расширил, отремонтировал и сделал теплой, через устройство 4-х голландских печей, главную церковь Тихвинского монастыря.

Известны нам имена и иных кирсановских купцов-благотворителей - Федорова, Белынского и прочих. Причем занимались делами благотворительности также некоторые купчихи.

В начале XX века, кирсановская купчиха Софья Андреевна Ширяева каждый день, после утреннего церковного богослужения, кормила у себя около 20 нищих, одевала и обувала тех из них, у которых ничего не было. Сама Софья Андреевна имела 10 сыновей и 3 дочери. Несмотря на свое богатство, она одевалась весьма скромно. В небольшом городе ее все знали и уважали за большое милосердие.

В 1903 году на средства московской купчихи Крыловой основательно была отремонтирована Космодемьянская церковь. Был поставили новый иконостас, стены расписаны живописью. А в 1913 году тщанием кирсановских купцов Якова Попова и Алексея Федорова в этой церкви переклали церковные печи и перестелили полы.

Следует отметить, что местные купцы, по свидетельству художника А.М. Герасимова, описавшего быт козловских купцов, значительно разнились с типами московских купцов Островского. “Эта разница заключалась прежде всего вот в чем: у нас в трактирах не только не было открытых кутежей, но даже никому в голову не приходило спросить на стол водки или пива. Это не значит, конечно, что среди торгового класса не было любителей выпить, но делали они это где-нибудь в задней комнате трактира, втихую. Показаться пьяным в общем зале значило потерять кредит и клиентуру. ...Обычная одежда купца - пиджак, жилет и брюки, заправленные в голенище сапог. Зимой меховая поддевка, подпоясанная разноцветным кушаком, а в морозы сверху надевался еще тулуп. Кто побогаче, у того на плечах лисья шуба, кто победнее - довольствовался овчиной. Редко кто из купцов брил бороду. Почти все стриглись под скобку[3], но в манере держать себя, в нравах замечалось некоторое различие: например, в трактирах, где собирались прасолы[4] и мясники, всегда было очень шумно - сказывалась привычка совершать сделки под рев быков и ржанье лошадей, мычанье коров и блеяние прочей живности. В трактирах, где собирались ссыпщики хлеба, тоже было шумно, но там, где проходили оптовые сделки - а для этого существовал отдельный трактир, - там весь разговор велся тихо, степенно...”[5].

К концу века деятельность всех богатых людей города была объединена созданием в 1898 году Общества помощи бедным. Основателем его был почетный гражданин города купец Ф.С. Москалев. Устав Общества так определял его цели: “Доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных г. Кирсанова без различия пола, возраста, звания, вероисповедания”. Помощь эта выражалась в снабжении бедных одеждой, пищей, деньгами и приютом; содействие в поиске работы или службы, а также в приобретении материалов для работы и выгодного ее сбыта; снабжение бедных медицинскими средствами, помещением их в больницы и погребение умерших; определение престарелых, немощных в дома призрения, а малолетних в сиротские дома; распространение книг нравственного содержания. Членами общества, судя по всему, были все богатые люди города. Делились они на членов правления, почетных и действительных. Членов правления было 12, почетных 16, действительных 111-122. Членство зависело от того сколько и с какой периодичностью вносились взносы.

Средства Общества состояли из постоянного капитала (9897 рублей), собираемых взносов, частного сбора, кружечных сборов. Также было недвижимое имущество: каменная лавка в гостинном ряду (стоимость 7500 р.), там же еще две лавки и оброчное место на базарной площади, где была выстроена лавка. Среди взносчиков были и коллективные члены: Русский Торгово-Промышленный банк, упрявляющим Кирсановского отделения которого был некто Федюшин, Агенство русского для внешней торговли банка, Комиссионерство Сибирского Торгового банка, Отдельный Соединенный банк, конторы Нарышкина, Нобела, Поляк, Рейтерн, кн. Трубецких, гр. Уваровых. В разные годы поступаемые деньги расходовались большей частью на пособия бедным, единовременные или ежемесячные: в 1909 году собрано 1889 р. 13 к. на пособия 1680 р.; в 1910 г. собрано 4345 р. 38 к. на пособия 1798 р. (всего получили 143 человека), в 1911 г. собрано 2935 р. 4 к. на пособия 1879 р. (получили 176 человек), в 1913 году получили 4725 р. 34 к.

Весьма деятельное участие общественной жизни принимала и сама Церковь. Так, во время войны 1914-1918 гг. в общеепархиальном масштабе был создан Епархиальный комитет по оказанию помощи беженцам. В Кирсанове образовалось его отделение под председательством протоиерея А. Покровского. Комитетом был учрежден 2-х процентный сбор с каждой церкви, открыты именные койки при отделении Красного Креста в Кирсанове и при местном лазарете. В каждом приходе было создано попечительство о семьях лиц, взятых на войну. Часто инициаторами таких попечительств были священники. Главная цель - сбор средств для помощи семьям и отправка вещей на фронт. Вот, например, итог деятельности попечительского совета с. Золотовка, созданного 29 августа 1914 г. В 1915 г. собрано 114 р. 78 к., а на Харьковский склад отправлены 24 фуфайки, 19 жилетов, 16 полотенец, 35 кальсон, 120 пар варежек, 70 пар шерстяных чулок и т.д.[6] Многие из этих начинаний исходили от начальства, но они всегда находили поддержку прихожан. И только в вопросе строительства и благоукрашения церквей инициатива исходила от прихода.

Как известно в дореволюционном обществе государство не занималось социальным обеспечением своих подданных, отдавая эту заботу богатым, те же, в свою очередь, были побуждаемы к благотворительности церковным воспитанием. Однако, потомки кирсановских горожан отплатили местным купцам тем, что позволили в советский период посбивать кресты с их надгробных памятников, а фамильные склепы - безжалостно разграбить...

© Просветов Р.Ю.
Очерки истории Кирсановского края.

Примечания

[1] Левин О.Ю. и др. Указ. соч., с. 6.

[2] В 80-х гг. XX века живопись поновлялась лениградскими художниками-реставраторами под руководством народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Анатолия Владимировича Трескина.

[3] Стричься под скобку - стричься обрубом на лбу и другим обрубом под ухо вокруг головы.

[4] Прасол - торговец скотом.

[5] Из воспоминаний художника А.М. Герасимова о быте козловских купцов в конце XIX - начале XX в.// И пыль веков от хартии отряхнув..., с. 134-135.

[6] ТЕВ, 1916, № 9, с. 245-249.

Наверх