Герб города Кирсанова

Доклад № 16
Кирсановскому Уездному Чрезвычайному Земскому Собранию
сессии 21 июня 1917 года.

О дорожных сооружениях, выстроенных за счет Губернского дорожного капитала

За счет специального Губернского дорожного капитала, до сего времени, оборудовано дорог общим протяжением в 32 версты, из которых 26 вер. имеют каменную одежду, в виде мостовой или шоссе, остальные же 6 вер. только подготовлены под такую одежду. На этом протяжении дорог, выстроено до 20-ти сравнительно больших мостов, обеспечивающих переход через реки и овраги, представляющих в обыкновенное время, а особенно в весеннее, серьезное препятствие к переправе через них и до 53 шт. малых мостиков и труб через суходолы и ручьи. Из всего указанного количества искусственных сооружений, только 4 построены капитально, т.е. без применения дерева, остальные же построены или целиком из дерева или представляют смешанный тип, т.е. с применением камня, дерева и иногда (зачеркнуто в документе – прим. сост.) железа. На устройство дорожных сооружений и их содержание из Губернских сумм на долю Кирсановского уезда приходится около 22 тысяч (зачеркнуто и вписана цифра "21900" – прим. сост.) рублей, каковой суммы в начале дорожного строительства было быть может достаточно на устройство новых сооружений. С течением же времени, когда количество сооружений. С течением же времени, когда количество сооружений увеличилось, а, значит, увеличился расход по ремонту и содержанию уже выстроенных сооружений, остающаяся свободная часть ежегодной ассигновки для новых сооружений постепенно уменьшалась и можно считать, что к началу войны вся сумма в 22 тысяч (зачеркнуто и вписана цифра "21900" – прим. сост.) рублей целиком поглощалась ремонтом того, что было выстроено ранее. Такое положение ухудшалось еще тем, что мосты и трубы, выстроенные почти все не капитального типа, с течением времени требовали, конечно, все большого и большого ремонта, вплоть до полного их возобновления, а потому о новых сооружениях думать не приходится. Выстроенные же в сравнительно недавнее время, в 1912-1913 гг, Скопинские сооружения потребовали для своего осуществления займа и, в настоящее время, дорожный капитал, не имея наличности, должен другим уездам около 60 тысяч рублей на покрытие которых ежегодно отчисляется около 5-6 (зачеркнуто и вписано "около 7" – прим. сост.) тысяч рублей. Таким образом, уже к началу войны – положение дорожного капитала и дорожных сооружений было весьма затруднительное, а с объявлением войны положение это еще больше ухудшалось и по другим многим причинам. Основная причина – это возраставшая дороговизна доходящая в некоторых случаях до 5-8 раз и более, против цен мирного времени, так что дорожного капитала не хватало уже даже на один только ремонт, почему и приходилось уменьшать величину ремонта соответственно возрастающей дороговизны, т.е. тоже в 5-8 раз, что, конечно, отражалось на состоянии самих сооружений. К этому следует прибавить недостаток рабочих рук, строительных материалов, лиц технического персонала и крупные повреждения дорожных сооружений, которые были причинены высокими весенними водами, наблюдавшимися в последние годы, затруднившие очередной ремонт других сооружений. В настоящее время, дорожные сооружения, в силу высказанных причин, пришли в такое состояние, что об удовлетворительности их не может быть речи. Большинство мостов, если не все, требуют основательного ремонта и даже полного возобновления, так как весенняя вода даже будущего года может быть гибельна для некоторых из них. Этот ремонт, при таком сравнительно большом количестве дорог, мостов и труб, кроме того, что требует средств в данное время прямо таки колоссальных (вставлено – "приблизит. 200,000 р." – прим. сост.), представляет трудности и в другом отношении. Дело в том, что было бы желательно, даже необходимо при возобновлении мостов перейти на капитальные сооружения, которые и могут быть только надежными и экономными. Постройка же мостов капитального типа, требующих единовременных затрат и в обыкновенное время весьма больших, а теперь тем более, не по силам Земству при теперешнем финансовом положении. Кроме того, осуществить большой мост капитального типа затруднительно, ввиду невозможности достать железо, камень и цемент. Возобновлять же мост в том виде, в котором он был, т.е. тоже деревянного типа, это значит затрачивая опять таки сравнительно большую сумму, обречь себя на ежегодные затраты на ремонт его в будущем и в сущности не иметь сооружения, которое вполне обеспечивало бы его назначение. Таким образом, по мнению Управы, время ремонта и способы самого ремонта должен в каждом частном случае решаться особой, для этой цели выбранной, дорожной комиссией совместно с Техническим Отделом Управы. Поэтому Управа, находя настоящее положение дорожных сооружений угрожающим, считает необходимым теперь же приступить к выработке способа ремонта и к технической разработке с тем расчетом, чтобы к следующему очередному Собранию представить вопрос о ремонте сооружений в разработанном виде, считаясь с условиями военного времени и с финансовым положением Земства. Поэтому Управа, доводя до сведения Собрания о вышеизложенном, просит Собрание разрешить:

1)      составить к очередному собранию полную смету на дорожные сооружения, на условиях изложенных выше,

2)      избрать теперь же дорожную комиссию для решению вопроса о ремонте сооружения вообще.

В настоящее же время Управа, в виду спешности вопроса, предлагает на утверждение собрания 2 сметы по исправлению Чутановского моста и Скопинской дамбы, поврежденных полей водой настоящего года.

Чутановский мост, находящийся на втором прокопе со стороны Кирсанова, по Чутановской дамбе, разрушен ледоходом весной настоящего года. Будучи ветхим сам по себе и имея 3-х саженные пролеты, он не был в состоянии пропустить ледоход, который в этом году был особенно большим под этим мостом. Управа находит, что было бы самое лучшее, это выстроить вместо разрушенного – мост каменный, но осуществить это теперь не представляется возможным. Устройство же моста деревянного, кроме больших затрат, также затруднительно, в виду отсутствия лесного материала и трудности производства подобных работ в данное время, а кроме того, устройство вторично деревянного моста противоречит тому основному желанию Управы о переходе дорожных сооружений на тип более капитальный, который изложен выше. Поэтому Управа считает единственно возможным предложить Собранию смету на заливной деревянный мост на сумму 15141 руб. 36 коп., который даст возможность пережить трудное время войны.

Скопинские сооружения, поврежденные полой водой этого года, вследствие недостаточности высоты дамбы и весьма высокой воды, требуют своего исправления теперь же и некоторых дополнительных работ предупредительного характера, на что потребуется сумма по прилагаемой смете в 12616 руб. 97 коп.

Сообщая о вышеизложенном, Управа просит Собрание открыть кредит на эти исправления, а также и на покрытие уже произведенных расходов под этим сооружениям, которые Управа вынуждена была сделать, для того, чтобы не закрывать проезда, всего в сумме 32371 руб. 48 коп., а именно:

смета на Чутановский заливной мост – 15141 руб. 36 коп.

произведенный расход, не предусмотренный по этому повреждению – 2355 руб. 95 коп.

смета на исправление Скоп. соор. – 12616 руб. 97 коп.

произведенный расход, не предусмотренный в смете – 2257 руб. 20 коп.

32371 руб. 48 коп.

Председатель Управы В. Окунев

Члены Управы: (три подписи неразборчивы – прим. сост.)

Наверх