Герб города Кирсанова

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митрополит

Митр. Антоний (Вадковский)

Митр. Антоний (Вадковский)

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митрополит (3.08.1846, с. Царевка (Гремячка), Кирсановского уезда - 2.11.1912, С.-Петербург). Сын священника. Закончил духовное училище и Тамбовскую семинарию. В 1866 г. поступил в Казанскую академию, кот. окончил с отличием. С 1870 г. профессор, магистр богословия. В начале своей деятельности, будучи еще мирянином, занимался преподавательской и научной деятельностью, с 1874 г. редактировал журнал Казанской академии - "Православный Собеседник". В 1883 г., потеряв в течение трех лет (1879-1882) жену и двоих детей, принял монашество и возведен в сан архимандрита. Инспектор Казанской академии. В 1886 г. переведен на должность инспектора в С.-Петербургскую академию.

С 1887 г. по 1892 г. ректор академии и епископ Выборгский, викарий С.-Петербургской митрополии. С 1892 г. архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1893 г. руководит комиссией по вопросу "предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православной Русской Церковью". В 1895 г. утвержден в степени доктора церковной истории и избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской духовных академий. В 1897 г. архиеп. Антонию было предложено взять на себя представительство от Русской Православной Церкви на юбилейном торжестве английской королевы Виктории. По желанию Николая II в 1898 г. поставлен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским. Был постоянным членом Св. Синода (а с 1900 - первенствующим), членом Государственного совета. Отличался глубокими богословскими познаниями, чистотой жизни, удивительным бескорыстием. Сумел добиться для себя, Московского митр. Владимира и Киевского митр. Флавиана аудиенции у императора и вручить 13 марта 1905 г. синодальный доклад, где особо подчеркивалась необходимость реформы отношений между государством и Церковью, предоставлявшей последней "большую свободу в управлении ее собственными делами". Отдельным пунктом доклада значился созыв Поместного Собора "для избрания патриарха и для обсуждения всех насущных вопросов церковной жизни". Во время второй аудиенции, 27 декабря 1905 г., Николай II предложил митр. Антонию определить время созыва "всеми верными сынами Церкви ожидаемого Собора". Предсоборное присутствие, председателем кот. стал митр. Антоний, заседало с 8 марта по 15 декабря 1906 г., затем его работу продолжил Св. Синод. Итоговый доклад был одобрен царем 25 апреля 1907 г., но созыв Поместного Собора оказался отложен на неопределенный срок ввиду "переживаемого ныне тревожного времени".

Митр. Антоний сыграл также большую роль в обновлении состава епископата Русской Православной Церкви. Из 30 рукоположений во епископы, предпринятых в Св. Синоде при участии митр. Антония в 1898-1910 гг., 29 приходились на долю ученых монахов, принявших монашество в юношеском возрасте. Среди них будущие первоиерарх Русской Православной церкви зарубежом митр. Антоний (Храповицкий) и возглавитель Московской Патриархии митр. Сергий (Страгородский). Под влиянием митр. Антония происходило и становление таких церковных деятелей как свмч. Владимир (Богоявленский), свмч. Кирилл (Смирнов), Экзарх Грузии Иннокентий (Беляев) и архиеп. Литовский Никанор (Молчанов). Все они присутствовали при погребении митр. Антония в Александро-Невской лавре в 1912 году.

Труды: "К истории христианской проповеди - очерки и исследования" (два издания 1892-1895 гг.); "Слова и речи Антония, епископа Выборгского, ректора С.-Петербургской академии" (три издания, последнее 1912 г.).

Литература:
1. Кученкова В.А. Житие архиереев Тамбовских. Тамбов, 1999.
2. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1-2. - Спб, изд. П. Сойкина. Репр.
3. Смолич И.К. История Русской церкви. М., 1996. В 2-ч. Кн. 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Из выступления тамбовского протоиерея Сергия Лаврова на общеепархиальном съезде при обсуждении вопроса по ассигнованию средств для переплета книг из подаренной митр. Антонием библиотеки:

О. С.Лавров. Я имел счастье не раз во время пребывания в Петрограде беседовать с покойным Митрополитом. Свидетельствую, что он всегда замечательно хорошо относился как к нашей Семинарии, так и к Казанской Академии. Свою родную Семинарию он ценил не ниже Академии; не раз говаривал, как приятно было бы увидеться с своими старыми товарищами. В беседах частенько проскальзывало предчувствие близкой кончины. "Слышу", говорил он, что один из товарищей в параличе, другой умер; чувствую, что очередь за мной и дни мои сочтены. Биографы покойного почему-то считают его родиной с.Ширингушу, Спасского у.; на самом же деле он родился в селе Гремячке, Кирсановского уезда. С печалью высказывал сожаление, что ему не пришлось хоть однажды видеть свою родину - Матчерку, где он провел свое детство, он помнил, как выражался, сквозь туман. С особенной любовью Митр. Антоний относился к своим сокурсникам (1866 г.) и если узнавал о смерти кого-либо из них, - крестился и молитвенно желал почившему царство небесное. Приятно отметить, что пред решением обсуждаемого вопроса съезду было угодно пропеть вечную память. Архиерейское служение почившего на пользу церкви уже отлично при жизни, в особенности после смерти. Как личность Митрополит Антоний был человек идеальный, об этом свидетельствует Преосвященный Антоний Волынский в своей речи при погребении...

Наверх