Герб города Кирсанова

Ленинец
1980 год
(май-июнь)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Редактор И.И. Якунин.

06.05.1980
№ 73 (11745)

Имени Алексея Маркидонова

В день 60-летия газеты "Ленинец", 5 мая 1978 года, редакция учредила премию имени Алексея Маркидонова, активного сельского корреспондента из кирсановского поселка Моршань, погибшего в 1928 году от рук бандита за свои выступления в "Кирсановской коммуне". Размер премии 75 рублей. Присуждается она ежегодно рабочему или сельскому корреспонденту за наибольший творческий вклад в газету и вручается в День печати, 5 мая. В 1979 году премия имени Алексея Маркидонова была вручена активному внештатному сельскому корреспонденту П.И. Медведеву.

5 мая 1980 года она присуждена внештатному рабочему корреспонденту Н.Г. Струеву.

В газете "Ленинец" заметки, зарисовки Н.Г. Струева встречаются часто. Это один из наиболее активных рабочих корреспондентов.

Николай Георгиевич Струев сотрудничает в нашей газете более … лет. Его имя хорошо известно читателям "Ленинца" - по лирическим зарисовкам о природе, по теплым рассказам о людях. За минувший год в газете было опубликовано более двадцати его материалов, в том числе "Секач", "Счет на секунды", "Следы на снегу", "Исповедь", "Сорок лет на заводе", "Разногласие", "Как достигнут успех". В сегодняшнем номере печатается очередная корреспонденция Н. Струева "Душевность".

17.05.1980
№ 80 (11752)

Училищу - двадцать лет

В текущем году Кирсановскому авиационному техническому училищу гражданской авиации исполняется двадцать лет. Оно было организовано в соответствии с приказом начальника Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР в июне 1960 года на малопригодной материально-технической базе. Начинали, по существу, в голых стенах. И в первый учебный год преподаватели, учебно-вспомогательный персонал, курсанты брали на себя двойную нагрузку. Не только учили и учились, но и оборудовали классы, кабинеты, лаборатории, мастерские. Жили при этом в крайне стесненных условиях, не имея многого самого необходимого.

Прошли два десятилетия. Свыше трех миллионов рублей капитальных вложений затрачено на расширение и укрепление материально-технической базы училища. Более чем на шесть с половиной тысяч квадратных метров увеличились его учебно-производственные площади, почти на столько же - общежития для курсантов. И не просто увеличились, а и преобразились. Произошла смена авиационной техники - с поршневой на реактивную. Если в первые годы в училище изучали гражданские самолеты типа АН-2, ИЛ-14 и вертолет МИ-4, то теперь изучают самолеты типа ЯК-40, ТУ-184.

Впрочем, обо всех переменах, происшедших за минувшие 20 лет в училище, рассказать невозможно. Это были годы становления и роста его учебной и материальной базы, годы повышения уровня подготовки авиационных специалистов. Их подготовлено за то время несколько тысяч человек, которые работают практически во всех авиационных предприятиях страны, помогают мирному советскому Аэрофлоту решать большие и важные задачи.

Министр гражданской авиации Б.П. Бугаев в одном из своих выступлений сказал, что задача учебных заведений сегодня - не столько увеличивать контингент учащихся, сколько улучшить качество учебного процесса, укреплять дисциплину. Этого указания и придерживается наш коллектив в своей работе. В учебный процесс все больше вводятся элементы научной организации. По большинству предметов разработаны структурно-логические схемы и на их основе сетевые графики теоретического обучения. Внедряются программированный и проблемный методы обучения. Прочно вошли в жизнь технические средства передачи информации и контроля знаний. По их применению училище занимает одно из ведущих мест среди учебных заведений Аэрофлота.

Большой вклад в развитие учебно-материальной базы вносит хорошо организованное техническое творчество курсантов. Их руками оборудованы автоматизированные классы и системы, изготовлены электрифицированные стенды, макеты, другие учебно-наглядные пособия. Только за последние три года членами кружков технического творчества внедрено более тысячи рационализаторских предложений, направленных на техническое совершенствование учебного процесса.

Постоянно совершенствуются и растут педагогические кадры училища. Большим уважением пользуются в нем ветераны, опытные педагоги и руководители учебного процесса И.С. Кабанов, А.В. Ткаченко, М.С. Король, В.Г. Ковалев, многие молодые преподаватели и воспитатели, в том числе бывшие выпускники училища И.А. Евсеев, В.В. Соколов, А.Д. Буцких, Н.С. Чернов, Б.В. Краснов, С.Д. Гартман, В.И. Патошин. Хорошо зарекомендовали себя прибывшие в училище по окончании вузов А.Ф. Колос, Б.С. Купчик, В.Э. Ляхович, М.А. Приходько, Г.Ф. Климович и другие.

Немало отличных специалистов среди других категорий работников училища. Это - начальник учебно-производственных мастерских Д.Е. Шульга, механик гаража Н.И. Зайцев, сварщик В.С. Смородин, авиатехники Н.Н. Маменков, Б.С. Светлов, В.Ф. Рыбин, водители А.Н. Кутузов, В.И. Чернов и многие, многие другие. Многолетний и плодотворный труд некоторых из них отмечен правительственными наградами.

Трудно рассказать обо всех аспектах учебно-воспитательной работы, которая ведется в училище. За высокие показатели в рационализаторской работе, направляемой советом ВОИР во главе с Ю.М. Булгаковым, оно неоднократно отмечалось Министерством гражданской авиации СССР. Одной из ведущих в области является наша первичная организация ДОСААФ (председатель комитета В.А. Галкин), которая проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию курсантов. Положительной оценки заслуживает и трудовое воспитание. Строительный отряд училища занесен в книгу Почета Мордовского областного комитета ВЛКСМ. Такие отряды неоднократно завоевывали переходящее Красное знамя Тамбовского обкома ВЛКСМ. Второй год подряд наш коллектив занимает первое место среди специальных учебных заведений области по спортивным результатам. А о качестве подготовки авиационных специалистов говорят такие цифры и факты: 34 с половиной процента наших последних выпускников имеют на государственных экзаменах оценки "отлично", 56,6 процента - "хорошо".
Д. Миронюк,
начальник училища.

20.05.1980
№ 81 (11753)

В школьном краеведческом музее

Просторная комната. Кругом стенды, альбомы, пожелтевшие от времени письма. Это краеведческий музей средней школы 1-го Пересыпкина. Ему всего лишь пять лет.

А началось все так: у бывшего учителя школы Е.М. Камышникова, интересующегося историей Тамбовщины, скопилось немало интересных документов. Его коллекция, подаренная ребятам, и легла в основу экспозиции. Работу, начатую Евгением Ивановичем, продолжают старшеклассницы Ольга Пустовалова, Полина Курносова, Люба Желудкова. Им помогают все: учителя, пионеры, комсомольцы. Четвероклассники, например, собрали материал о Вуколе Жмурине, первом пересыпкинском комсомольце, сыне председателя комитета бедноты. Есть в музее материалы и о его отце. Юные экскурсоводы рассказывают: "Односельчане звали его "хлебодаром". Председатель комитета бедноты Жмурин раздавал беднякам отнятый у богатеев хлеб, кулаки убили его за это".

В последнее время оформлены новые альбомы: "История нашего села", "Ленин и Тамбовский край", "Они устанавливали Советскую власть в 1-м Пересыпкине" и другие. Здесь же, в музее, - стенды об участниках Великой Отечественной войны, о революционном прошлом села, о поисковой работе, о передовиках сельского хозяйства. Особое место уделено истории школы.

Наиболее богатый материал для музея дают красным следопытам, по их мнению, встречи с ветеранами партии, комсомола, Великой Отечественной войны и труда. Интересной была встреча с А.Т. Перевертовым - человеком, который слышал речь В.И. Ленина на Финляндском вокзале. А.Т. Перевертов проводил на родине следопытов коллективизацию, был заместителем председателя колхоза "Обновленная земля".

Благодаря встречам с ветеранами комсомольцы-краеведы сумели открыть экспозицию о Ф.Ф. Банникове, активном участнике разгрома антоновщины, бывшем в тридцатые годы секретарем исполкома 1-го Пересыпкина.
Ценна для ребят переписка с интересными людьми.

Героическое прошлое должно взывать к борьбе за счастливое будущее. Это хорошо понимают ребята из 1-го Пересыпкина.
А. Слезин.

21.05.1980
№ 101 (11773)

Головотяпство

Послушаешь иного руководителя: трудностей - масса. И он их преодолевает. Не ест, не пьет, ночей не досыпает - трудности преодолевает.

Не будем далеко ходить за примером. Есть у нас в городе сквер, что между гостиницей и Каменными рядами. Любили когда-то горожане проводить в этом скверике свой досуг. Молодые папы и мамы прогуливались в нем со своим потомством, люди более пожилого возраста и пенсионеры, сидя на удобных скамейках, полной грудью вдыхали утреннюю и вечернюю свежесть. И вдруг ничего этого не стало.

- А не слишком ли легкодоступны все эти прелести нашим горожанам? - спохватились однажды в комбинате коммунальных предприятий и благоустройства. - Ну молодые папы и мамы - это еще куда ни шло: для них собственный потомок-акселерат единственный свет в окошке, и они, кроме него, ничего не видят и не замечают. А вот пенсионеры - дело другое: они только прикидываются, что свежестью дышат, а на самом деле сидят, вспоминают да небось сравнивают: вот был когда-то при сквере фонтан, а теперь нету, цвели на клумбах канны, тюльпаны разноцветные, а теперь на этих клумбах тощенькие настурции, да и те кое-как понатыканы. А может быть, и кое-что похуже надумывают, критику начнут разводить. Пенсионеры они такие. И чтобы ничего подобного не случилось, стали в комбинате коммунальных предприятий и благоустройства трудности на предмет преодоления искать. И нашли: убрали скамейки из сквера. Все до единой. Хочешь, дорогой горожанин, в сквере посидеть, утренней и вечерней свежестью подышать - сначала трудности преодолей, жалобу напиши, на прием в горсовет сходи или еще куда-нибудь выше. А не сделаешь этого, не обессудь: не будет скамеечек. Так-то. И точно: меньше стало в сквере молодых пап и мам, а пенсионеров как ветром сдуло. Зато выпивохам раздолье: они и под кустиком лежа завсегда бутылку на троих раздавят, а при сильной нужде и листочком с куста или тем же тощеньким кустиком настурции закусят: как-никак витамины.

Или вот другой пример с домоуправлением. Случай, прямо скажем, классический, хрестоматийный. Сдали в марте 1972 года дом № 21 по улице Коммунистической.

- А почему отопление паровое? - спросил один жилец, едва переступив порог квартиры.
- Трудности с бойлером. Но это временно. Преодолеем.
- А почему канализационные коммуникации в доме не смонтированы? - поинтересовался другой.
- Трудности с сантехникой. Но вы не беспокойтесь: проект на работы имеется, средства в смете заложены. Преодолеем.

И начали преодолевать. Жильцы дома почувствовали это в первую же ночь, как только включили паровое отопление. Распаренные и красные от жары, как вареные раки, выскакивали они один за другим на лестничные площадки, балконы, а кое-кто и во двор, чтобы вдохнуть в перегретые легкие глоток морозного мартовского воздуха. А наутро во все инстанции затрещали звонки и посыпались жалобы. И тут же, как по волшебству, бойлерная трудность была преодолена: дом перевели на водяное отопление.

Но возвращаются как-то жильцы с работы, а в квартирах - батюшки светы! - у одного с потолка водопад грохочет, паласы и ковровые дорожки по комнатам плавают. У другого - телевизор, радиоприемник и другая прочая мебель белым-бела, как инеем подернулась - побелка с потолка стекла. А у третьего (вот уж действительно ни в сказке сказать, ни пером описать) выловленные на утренней зорьке и оставленные непотрошеными в тазике караси, воспользовавшись благоприятной ситуацией, по комнатам расплылись.

А причина была самая простая: переводя дом на водяное отопление, на водорасширителе сигнализацию не поставили. Вода из расширителя и пошла по квартирам. Однако преодолели и эту трудность. Оборудовали сигнализацию. И что же бы вы думали? Вздумалось как-то одному жильцу в подвал за картошкой спуститься. Спуститься-то спустился, а оттуда:
- Караул! - кричит. - Спасите!

Пока сбежались спасать, он, сердечный, среди пустых бочек и прочего погребного хлама стилем кроль плавает. Это в январе-то! А причина - опять проще некуда: когда устанавливали паровое отопление, пароотводную трубу для сброса излишнего пара в подлестничный подвал вывели, а при переводе на водяное отопление эту же трубу для сброса излишней воды приспособили. И никуда-нибудь, а в подвал. Стали и эту трудность преодолевать и вот уже восемь лет преодолевают: то на крышу выведут над подъездом, то опять в подвал, а потом снова на крышу. Одним словом, то водой, то паром, то холодом, то жаром, так все восемь лет и испытывают жильцов дома любители преодолевания трудностей из домоуправления.

Так и сегодня жильцы дома не знают, какое у них в этом году отопление будет, а уж о канализации и говорить нечего: в смету заложена! Зато точно знают, что трудности снова будут и снова их преодолевать придется. Но, могут сказать некоторые, ведь это все мелочи быта. Гримасы. Да, мелочи. Но, заметьте, быта! Ведь и само-то слово "быт" не что иное обозначает как бытие человека. Зачем же отравлять его подобными мелочами и гримасами? А, впрочем, можно привести пример и не из быта.

Был в колхозе "Память Кирова" лужок, что слева от госдороги на Саратов. У поворота к базе отдыха училища ГА. Росли в нем пырей, кипрей, кашки-ромашки и прочая трава-мурава луговая. Может, и не так густо росли, но все же с этого лужка шефствующие горожане ежегодно заготовляли корма не одному десятку райспецхозовских бычков.

И вот приезжают шефствующие горожане с косами, граблями, как им и положено, на этот лужок (1 июля 1979 года это было), а по лугу трактор туда-сюда разгуливает. Да не просто разгуливает, а с плугом по травушке-муравушке луговой, некошеной.

- Да, что же вы это делаете?! - возмутились шефствующие горожане. - Почему луг некошеный распахиваете?
А этакий Микула Селянинович, что на тракторе восседает, с высоты тракторного сиденья небрежно через плечо отвечает:
- Потому и распахиваем, темнота городская, что с кормами в этом году трудности будут. Вот посеем кукурузу и трудности преодолеем!
- Да какая же кукуруза может быть, если вы ее в июле только сеять собираетесь?
- А ништо, - отвечает Микула Селянинович. - Вырастет! Куды ей деться, раз начальство приказало!

И ведь как в воду глядел: выросла кукуруза. Вымахала. С гулькин нос. А потом ее сентябрьским морозцем ожгло - только череночки и остались. Они еще и сегодня из затянутого илом луга торчат.

А трудности точно были: и сухую, и ржавую, как проволока, осоку поздней осенью из болот добывали, деревья зимой валили, чтобы веточным кормом разжиться (оказывается, самые вкусные ветки у деревьев почему-то не у комля, а на вершине растут). Большие трудности были. Однако и их преодолели. Может, и в этом году в колхозе "Память Кирова", а может, в каком другом некошеные луга под кукурузу распахивать будут? Так хочется совет дать: не в июле сеять надо, а в августе или сентябре даже, чтобы череночки поменьше были, глаза бы не так кололи. Как-никак, а с нетравмированными глазами трудности преодолеть много легче.

Примеров подобного стиля преодоления трудностей можно было бы привести во много раз больше, но дело не в их количестве.

В незабываемые годы первых пятилеток подобному стилю преодоления трудностей было дано емкое и всестороннее определение: головотяпство!
И. Здоровенко.

07.06.1980
№ 93 (11765)

Агеева

Еще в 1949 году вступила в общество "Знание" Клавдия Петровна Агеева и, хотя она на пенсии, продолжает выступать с лекциями на атеистические темы перед различной аудиторией. Так, учащиеся совхоза-техникума в этом году прослушали ее беседы "О происхождении религии", "О происхождении христианства", "Ленин о религии", "О сектантстве" и другие. Она же помогала ребятам в организации тематических вечеров, в подборе к ним литературы на атеистические темы.
К.П. Агеева за большую общественную работу награждена медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", грамотами республиканского, областного, районного отделений общества "Знание".

18.06.1980
№ 99 (11771)

Совхозу-техникуму - 35 лет
Поле - главная аудитория

Кирсановскому совхозу-техникуму в этом году исполняется 35 лет. За это время техникум по праву вошел в число крупнейших сельскохозяйственных учебных заведений Российской Федерации.

За годы существования техникума было выпущено около 8000 специалистов. Педагогический коллектив по праву гордится своими выпускниками, которые успешно применяют на практике знания, полученные в техникуме.

В Кирсановском совхозе-техникуме ежегодно совершенствуются формы обучения и воспитания учащихся. В практику наших преподавателей прочно вошли уроки на производстве, применение технических средств обучения, которые имеются в каждом кабинете. Большое значение придается развитию творческой мысли учащихся. Уроки нередко проходят с постановкой проблемный ситуаций, решить которые должны сами учащиеся, что поможет им в будущем правильно анализировать свою деятельность, самостоятельно принимать нужное решение.

В текущем учебном году коллектив совхоза-техникума работал под девизом: "Отличная, хорошая учеба - над подарок юбилею В.И. Ленина". В учебных группах проделана немалая работа по осуществлению комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. В результате в первом полугодии по совхозу-техникуму успеваемость составила 98,1 процента. Почти исключены прогулы без уважительных причин. Лучшей среди групп по успеваемости стала группа, руководимая преподавателем Л.В. Жорновой. В этом коллективе 15 человек учатся только на "четыре" и "пять".

В канун 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина в совхозе-техникуме произошло радостное событие. Большая группа учащихся третьего курса отделения механизации была посвящена в хлеборобы. Наши именинники получили права тракториста-машиниста. Эти документы дали ребятам почетное право на приобщение к замечательной профессии хлебороба. Нет более почетной работы, чем выращивать хлеб, и она возложена на будущих тружеников полей. Ибо руки хлебороба будут выращивать хлеб - наше богатство, нашу гордость, нашу силу.

Посвященным в хлеборобы предстоит в завершающем году пятилетки принять участие в полевых работах. Им предстоит показать, чему они научились в стенах техникума, отдать свои силы, знания, боевой задор и энергию юности в борьбе за урожай-80.

У молодых хлеборобов имеется опыт работы в полевых условиях. Многие из них уже доказали, что они умеют не только беречь, но и приумножать честь хлебороба. Лучшие из них были награждены почетными грамотами в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина. Это некоторые учащиеся отделения механизации и преподаватели В.Ф. Баранова, И.Г. Степанов.

Перед коллективом совхоза-техникума стоит почетная и сложная задача подготовить высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства. которые добросовестным отношением к своим обязанностям, высоким чувством ответственности за порученное дело не уронят честь своего учебного заведения, станут достойными высокого звания хлебороба.
В. Клевцов,
директор совхоза-техникума.

В ударном ритме

Уже наступила пора ухода за посевами. И все же хочется немного вернуться назад и поговорить о тех, кто впервые принимал участие в весенне-посевной кампании.

Из нашей комсомольской организации в разных хозяйствах области работало 187 молодых трактористов-машинистов. В основном это были учащиеся третьих-четвертых курсов. Они работали на полях совхозов "Соколовский" и "Иноковский".

Молодые механизаторы выполнили большой объем работ: они произвели боронование на площади 10101 гектар, закультивировали 4832 гектара, посеяли на площади 4408 гектаров, вспахали 377 гектаров. Ими были отремонтированы 42 трактора и вновь собраны 52 сельскохозяйственные машины. Итогам ударного труда на весенне-полевых работах явилось проведение их с высоким качеством и в предельно сжатые сроки.

О том, какую оценку получил труд молодых хлеборобов, наглядно свидетельствуют почетные грамоты, которыми дирекции совхозов "Иноковский" и "Соколовский" наградили их.

Позади весенний сев, но забот у комсомольцев не убавилось, просто появились новые: о новом урожае, о жатве-80. Наступит ответственная летняя страда, и в ней вновь примут участие учащиеся нашего техникума. Специализированные студенческие отряды "Энергия" и "Механизация" уже сформированы. Намечен объем работ, который предстоит выполнить молодым хлеборобам. Бойцы отряда "Механизация" будут заняты на уборке урожая в Кирсановском и Уметском районах, а ребята из отряда "Энергия" будут работать в составе механизированной колонны № 28. Учащиеся полны решимости работать не снижая ударного ритма, взятого на весенне-полевой кампании.
Н. Акатышев,
секретарь комитета ВЛКСМ совхоза-техникума.

Наш отдых

Забота о воспитании молодежи в духе ленинских идей, о быте учащихся совхоза-техникума, о проведении их досуга постоянно находится в центре внимания педагогического коллектива, комсомольской организации и администрации техникума.

Помимо современной учебной базы у нас есть благоустроенное общежитие на 400 мест, где в каждой комнате живут 4-5 человек. В дальнейшем предусматривается построить еще одно общежитие. Вот уже несколько лет работает хорошо оборудованная столовая на 150 мест. Здесь учащиеся нередко проводят "огоньки", товарищеские встречи.

Молодежь техникума имеет много возможностей интересно и содержательно проводить свое свободное время. Здесь работают многочисленные кружки художественной самодеятельности, есть духовой и струнный оркестры. Почти к каждому выходному дню одна из групп готовит номера художественной самодеятельности.

Нередки у нас тематические вечера, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Эти встречи много дают нам, молодым. И мы свято чтим боевые и трудовые традиции старшего поколения.

В техникуме есть комната боевой славы. В ней хранится земля городов-героев: Севастополя, Одессы, Бреста, Москвы, Тулы и других. Эту землю привезли наши учащиеся их своих походов по местам боевой славы отцов.

В канун 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина в совхозе-техникуме была открыта Ленинская комната. Еще в начале учебного года был организован исторический кружок, возглавила который М.И. Пятова. Ребята поставили себе задачу: изучать жизнь и деятельность В.И. Ленина, собрать документы, книги, брошюры, рассказывающие о деятельности великого Ленина в нашей стране и за рубежом.

Так была создана поисковая группа, возглавил которую второкурсник Ю. Саблин. Эта группа организовала переписку с музеями тех стран, где был В.И. Ленин. И вот сейчас Ленинская комната Кирсановского совхоза-техникума имеет редкие документы о жизни и деятельности великого вождя, присланные из Англии, ФРГ, Швейцарии, Финляндии, а также из музеев Литвы и Латвии. В дальнейшем члены исторического кружка планируют продолжать свою работу, и вскоре Ленинская комната пополнится новыми экспонатами.

Жизнь учащихся нашего совхоза-техникума интересна и содержательна. Это результат комплексного подхода к воспитанию молодежи.
А. Нагибнев,
учащийся второго курса
совхоза-техникума.