Герб города Кирсанова

Храмы и храмостроители Кирсановского уезда

С самого начала заселения Кирсановского края русские первопоселенцы в больших и небольших селах старались ставить деревянную церковь. В Государственном архиве Тамбовской области хранится "Описание города Кирсанова и его уезда со всеми лежащими в них дачами...", составленное в 1779 году. В нем мы, к примеру, читаем: "[…] Селы Вяжли на правой стороне речки Вяжли, и по обе стороны двух безымянных отвершков церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, тож и ей на правой стороне речки Сухого Калаиса натвершка безымянного церковь деревянная во имя Николая Чудотворца деревни Вяжлинской Выселок, […] Реки Вороны на левой стороне Чутановка, на правой стороне церковь деревянная во имя Михаила Архангела, три дома господских деревянных, церковная земля 1­я на суходоле, 2­я на левой стороне речки Чутановки, земля чернозем, хлеб и покос хороши, лес дровяной, крестьяне на пашне однодворцы на положении казенного оброка" [57].

Воскресенская церковь села Сергиевка. Фото начала XX в.
Воскресенская церковь села Сергиевка.
Фото начала XX в.

В начале XIX века в Кирсановском уезде насчитывалось около сорока церквей. Подавляющая их часть была возведена во второй половине XVIII века. Практически все они были деревянными. Престолов в каждой церкви насчитывалось по одному или по два. Второй, чаще теплый, служил для богослужений в холодное время года. При некоторых церквах существовали богадельни для престарелых членов церковного причта.

Карта Кирсановского уезда
Карта Кирсановского уезда

В епархиальных статистических описаниях называются первые каменные церкви Кирсановского уезда, возведенные помещиками: Масловым - Покровская села Алаторка (1776); Н.И. Смирновым - Преображенская села Хилково (1779); Слепцовым и Мартыновым - Успенская села Верхняя Оржевка (1789); Масловым - Троицкая села Буровщина (1802); В.С. Ивановой - Троицкая села Караваино (1815).

Среди помещиков­храмостроителей следует также отметить Петрово­Соловово, Чичериных, Кисловских, Боратынских. Участие местных землевладельцев в ремонте, украшении церквей было распространенным делом. Помощь храмам оказывали многие представители дворянских фамилий. В 1805 году титулярный советник Я. Критский в церкви села Красивка правит полы [58]. В 1813 году помещица А.Я. Мерлина в селе Семеновка жертвует деньги на переписку заново образов [59]. На постройку храма в селе Трескино генерал­майор Михаил Львович Трескин в 1839 году передает 5250 рублей [60].

У крепостных крестьян в то время не хватало денег даже на покупку новых колоколов, как это было в 1806 году в селе Дворянщина (местные жители просили разрешить им воспользоваться церковными суммами)[61]. На помощь приходили помещики. Так, отдаленность ближайших храмов, располагавшихся в 7-10 верстах от Вяжлей, заставила Александру Федоровну Боратынскую, мать поэта Евгения Боратынского, решиться на строительство каменной приусадебной церкви, так как деревянная Покровская церковь, располагавшаяся в пяти верстах от усадьбы Мара, вверх по течению реки Вяжли, сгорела в 1812 году. "Вознесенская церковь была заложена в день летнего праздника Николы Чудотворца и планировалась открыться через два­три лета. В 1818 году строительство было завершено [62]. В этой церкви впоследствии венчались родители известного педагога С.А. Рачинского, служил дед митрополита Вениамина (Федченкова) и он сам [63]. При Вознесенском храме А.Ф. Боратынской были построены богадельни: "Здания принадлежащие к сей церкви суть: две каменные богадельни с сенцами на 8­мь человек, состоящие при каменной ограде и 3­я деревянная на 3 человека, состоящая вне ограды". За алтарем церкви был устроен семейный некрополь Боратынских. Здесь нашли свой последний приют мать поэта, его брат с женой, племянники и племянницы, другие члены фамилии и соседи по имению [64].

Вид на Вознесенскую церковь села Софьинка. Фото начала XX в.
Вид на Вознесенскую церковь села Софьинка.
Фото начала XX в.

К 1861 году количество церквей в уезде увеличилось вдвое. Возросло и население уезда: в 1851 году здесь проживало 191560 человек. Старые церкви перестраивались (как в с. Рудовка), другие возводились заново (села Пересыпкино, Иноковка). Больше строится каменных храмов. В селе Калугино помещица Наталья Ланская не только полностью перестроила церковь, но и пристроила новый придел во имя мученицы Наталии. Владимир Николаевич Чичерин в 1877 году построил Воскресенскую церковь в селе Сергиевка. Крестьяне некоторых богатых сел тоже начали строить каменные храмы (с. Сухой Калаис, те же Кобяки). Другие села старались не отставать. Крестьяне села Ковылка в 1863 году купили старую церковь в селе Вячка, где княгиней Барятинской была достроена новая каменная (1859).

История строительства храма в селе Вячка необычна и заслуживает отдельного рассказа. В 1810 году крестьянину деревни Федоровки Алексею Онисимовичу Хохлову было видение с указанием построить храм в селе и купить в него утварь. Этому он посвятил всю свою жизнь. Сначала Алексей Онисимович направился за пожертвованиями в Кирсанов, затем в Ростов. Собрав нужную сумму, Хохлов купил утварь и вернулся в село. В 1823 году приступили к строительству храма, но работы до конца не довели. Хохлов снова отправился собирать деньги. Рассказывали даже, что в Петербурге Алексей Онисимович встречался с императором Николаем Павловичем и тот велел ему ехать домой. Вскоре Хохлов снова оказался в Ростове, где и умер в 50­х годах XIX века. [65]

У крестьян было большое желание иметь хорошую церковь в своем собственном селе. В селе Паревка, например, в 1850 году крестьяне отпустили в оброк на два года 32 десятины земли с тем, чтобы деньги шли на переустройство церкви.

А крестьяне села Инжавинье спорили с помещиком Г.Ф. Петрово­Соловово, кому быть попечителем церкви - их представителю Д. Белодкову или самому помещику. Нередко средства на какую­либо нужду собирали по крохам. Так было в селе Канеть, где деньги на ризу иконе Божией Матери копили почти 20 лет.

В конце XIX века все большее участие в строительстве церквей по уезду принимает купечество. Дворяне стали менее активны, потому что после реформы 1861 года многие из них обеднели.

Усилиями всех сословий, практически всего населения Кирсановского края, к 1917 году в уезде насчитывалось 105 храмов (включая и городские).

Примечания

57. Климкова М. "Край отеческий…". История усадьбы Боратынских. СПб., 2006. С. 69.
58. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 404. Л. 177.
59. Там же. Д. 497. Л. 79.
60. Там же. Ф. 888. Оп. 2. Д. 34. Л. 3.
61. Там же. Ф. 181. Оп. 1. Д. 420. Л. 56.
62. Климкова М. "Край отеческий…". История усадьбы Боратынских. С. 181-183.
63. Там же. С. 225.
64. Климкова М. "Край отеческий…". История усадьбы Боратынских. С. 188-189.
65. ТЕВ, 1916. № 13. С. 438.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.

Наверх