Герб города Кирсанова

Кузьменко Т.
«И музыка звучала всюду...»

1. С Боратынских начало
Выставка об истории школы искусств в краеведческом музее, открытая накануне Дня города, вызвала большой общественный резонанс. Она сейчас наиболее посещаемая детьми и взрослыми. И секрет, наверное, заключается в том, что главной героиней здесь становится музыка. Та музыка, которая звучала в разные годы в Кирсанове.

112 лет назад, в 1894 году по инициативе уездных дворян в Кирсанове возникло общество любителей искусства. Уездные дворяне были знатные — представители известнейшего рода Боратынских, их родные, близкие, соседи.

Об этом интересно рассказывает автор книги «По наряду из Розряду…» (очерки из истории культуры Тамбовского края) Марина Климкова. В семейные праздники по лесу развешивались разноцветные фонари и зажигались бенгальские огни, что придавало всей местности фантастический вид. Здесь устраивались хоры из классических опер, а зимою Сергей Абрамович ставил даже целые оперы, которые разыгрывались семейством. Он мог это делать, ибо вся семья — и жена, и дети были прирожденные музыканты.

В нашем музее имеется рисунок неизвестного художника «Концерт в Зимнем саду усадебного дома в Мааре (1850–1860 годов)», где показан интерьер одной из комнат. Четыре девушки в белых платьях и двое мужчин. Девушки - дочери Сергея Абрамовича и их гости. Кто-то музицирует, кто-то играет в шахматы.

Другой Кирсановский помещик, тоже связанный с музыкой, — Юрий Карлович Арнольд, композитор, автор романса «Вечерний звон» на стихи И. Козлова. Он дружил с Сергеем Абрамовичем Боратынским и с удовольствием вел с ним разговоры о музыке. На совместных вечерах выступали Глинка и Яковлев, звучали романсы Алябьева, Верстовского, Вильегорского.

Во второй половине 19-го века музыкальная жизнь оживает уже не в Мааре, а в соседнем имении Ильиновка, где хозяйствует другой Боратынский — Михаил Андреевич. Он оставил свои воспоминания, в которых рассказал, как, начиная с детства, он был связан с музыкой и как музыка соседствовала в его жизни долгие годы. Сестра Наталья выходит замуж за кирсановского помещика Степана Николаевича Стрекалова, а он прекрасный скрипач, и это обстоятельство радует Михаила Андреевича больше всего.

Женившись после смерти первой жены на дочери поэта Алексея Михайловича Жемчужникова Ольге Алексеевне, прекрасной музыкантше, он счастлив вдвойне. А когда в Кирсанове появляется новое лицо — начальник кавалерийского полка полковник Клецинский, большой любитель камерной музыки, скрипач, здесь уже полное ликование: есть квартет!

В фондах Тамбовского областного литературно-художественного музея имеются воспоминания Дмитрия Позднякова, служившего писцом в одном из учреждений Кирсанова: «В один из съездовских вечеров, после судебных заседаний, в сентябре 1906 года, занимаясь в канцелярии, я услышал в нашем помещении, в зале заседаний, музыку струнных инструментов. И каково было мое удивление, когда, войдя в зал заседаний, я увидел Илью Андреевича Боратынского, судью праведного, уже не в роли вершителя мужицких судеб, а в роли артиста, стоявшего около рояля со скрипкой в руках. По правую сторону от него сидела такая же тучная фигура его брата Михаила Андреевича, игравшего на виолончели. А по левую стоял тщедушный человек в очках, с всклокоченной рыжеватой бородкой, помятой декой скрипки — их шурин С.Н. Стрекалов. За роялем сидела жена начальника дистанции железной дороги Брежежинская. Все четыре инструмента сливались в одну чарующую гармонию. По движению музыкантов, по выражению их лиц чувствовалось, что в каждом инструменте пела душа исполнителя, отчего звучание квартета было обворожительным. Играли много и долго. Слушая, я просидел в зале до поздней ночи. Из всего сыгранного в этот вечер мне, к сожалению, были знакомы по грамзаписи лишь »Не искушай!« на слова Е. Боратынского и »Сомнения« Глинки М.И.».

2. Тапер Серафима Насонова
Серафима Николаевна Насонова — еще одно имя, неразрывно связанное с музыкальной жизнью города. Она была дочерью частного поверенного Н.А. Насонова и долгие годы работала тапером в кинотеатре «Ударник».

Нет уже в помине городского парка, снесен кинотеатр. А нынешние дети не знают, кто такой тапер. А ведь стоит напомнить, что была эпоха немого кино - чудо начала 20-го века. и чтобы просмотр немых фильмов был эмоциональней, живее, работал пианист, который во время сеанса создавал музыкальный образ.

Сколько произведений надо было знать музыканту! А как играть, чтобы это понравилось зрителю. Серафима Николаевна исполняла музыку замечательно. Эту увлеченность она умела передать и своим юным ученикам — воспитанникам детских садов, где тоже работала с большой самоотдачей. И своим ученикам музыкальной школы, когда стала преподавать там.

И сколько поколений кирсановцев помнят благородный облик подлинной интеллигентки, ее талант музыканта, ее высокую культуру и доброжелательность.

Не удивительно, что ее дочь не могла заняться ничем иным, кроме музыки. Директор школы искусств Викторина Анатольевна Объедкова продолжает просветительские традиции своей матери.

3. Дочь дворянина
Долгую и невероятно интересную жизнь прожила Лидия Петровна Яковлева. И эта жизнь тоже была связана с музыкой. Она родилась в семье дворян в 1875 году. Через два года отец умер, в семье матери она впервые увидела рояль и захотела играть на нем. И мечта сбывается. Музыкальные классы Тамбовской прогимназии, а затем поступление в Московскую консерваторию.

Каковы были настроения у тогдашних дворян? Музыкальное образование было дилетантским, любительским. У тех же Боратынских были не музыкальные профессии. Господа жили доходами от своих поместий. И только «низший» чин учился в музыкальных учреждениях. Как известно, многие русские композиторы 19-го века были дилетантами: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Балакирев.

Но Лидия Яковлевна была уже девушкой другого склада, под влиянием народнических идей хотела стать учительницей музыки. Она сознательно выбрала свой путь музыканта-педагога и шла терпеливо к нему.

В 1896 году Лидия Петровна успешно закончила педагогическое отделение Московской консерватории, дает уроки, преподает музыку в частной гимназии. Но обстоятельства зовут ее в наши края.

Накануне Великой Октябрьской революции она уже в Кирсанове. У нее нет отбоя от учеников. И хотя учительница строга и требовательна, но как прекрасно она играет на рояле. И с замиранием сердца слушают ее музыку и ученики, и родители.

Как только в 1919 году открылась Кирсановская музыкальная школа, Лидия Петровна становится преподавателем по классу рояля. На какие годы выпало ей работать и жить: революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, послевоенный период! Вокруг рушилась прежняя, хорошо знакомая дворянской дочери жизнь — «кто был никем, тот станет всем», а она привычно доставала ноты, строго и скромно одетая, серьезная в своем служении музыке — день изо дня учила детей.

Где они, ее ученики? Несут ли в душе мужество ее тонких музыкальных пальцев над клавишами рояля, помнят ли ее самоотверженное служение? А музыка звучит и звучит над Кирсановом…

"Наш Кирсанов", 24 октября 2006 г.

Наверх