Герб города Кирсанова

«История школы — история страны»

К 50-летию школы-интерната

Старое здание школы-интерната, где теперь расположены полностью классы, было построено в 1900 году. Прежде здесь находилось реальное училище. Улица, на которой оно располагалось, называлась Тамбово-Саратовской, так как здесь проходила дорога на Саратов. Училище было открыто в 1908 г. и просуществовало до 1918 г. В архивном фонде Тамбовского губернского отдела народного образования имеется школьная карточка на Кирсановское мужское реальное училище с 7-летним курсом обучения. А в журнале Кирсановского уездного земского собрания за 1912 г. о деятельности ремесленных отделений при городском училище по отчету инспектора этого училища за 1911 г. сказано следующее: «Всех лиц, обучающихся в 1911 г. ремеслам, было в слесарном отделении 32 человека и в столярном — столько же». Однако в архивном фонде дирекции народных училищ имеется сообщение за № 985 от 13 марта 1915 г. заведующего Кирсановским частным городским реальным училищем, адресованное директору народных училищ Тамбовской губернии, в котором говорится, что на 1-е января 1915 г. числилось 292 ученика. Учились здесь дети разных социальных групп, но больше это были дети купцов, мелких торговцев, священников и врачей, потому что плата за обучение была очень высокая, около 100 рублей в год (как мы знаем, будущий митр. Вениамин (Иван Афанасьевич Федченков), из дворовых крестьян господ Боратынских до своего поступления в Тамбовское духовное училище один год обучался в Кирсановском уездном училище. — прим. автора сайта). Последний выпуск был в 1918 году и составлял 42 человека.

В советское время здесь располагалась школа II ступени имени КИМа (коммунистического интернационала молодежи). Это был большой «комбинат», который занимал целых четыре здания. Одно из них и было когда-то реальным училищем. Директором «комбината» был товарищ Багма, а завучем — Георгий Семенович Подкидышев.

Вопрос о педагогическом техникуме впервые был поднят председателем Кирсановских трехгодичных педкурсов 2.09.1921 г., когда он в докладной записке в уездный отдел народного образования ходатайствовал о реорганизации Кирсановских трехгодичных курсов в педагогический техникум.

Кирсановский уездный исполнительный комитет 16.05.1928 г. сообщает отделу народного образования письмом за № К-404-16.5, что со стороны президиума губисполкома возбуждено ходатайство перед Наркомпросом об открытии в г. Кирсанове педагогического училища.

И с лета 1931 года в этом здании, принадлежавшем когда-то реальному училищу, располагается Кирсановское педагогическое училище, которое с января 1931 года выделилось в самостоятельное учебное заведение из агропедучилища. Оно занимало это здание до своего расформирования, вплоть до 1955 года. В этом году на основании приказа Тамбовского облоно № 127 от 08.08.1955 г. был составлен ликвидационный бухгалтерский отчет Кирсановского педучилища и базовой школы (это начальная школа № 1 при Кирсановском педучилище, располагалась по адресу: г. Кирсанов, ул. Красноармейская, 44. Год основания школы — 1865. Находилась в приспособленном помещении на 100 ученических мест. Общая площадь 202 кв. м.). Первым директором педучилища был Георгий Семенович Подкидышев. За 25 лет своего существования в педучилище сменилось 8 директоров. Последний из них — Арсений Семенович Воробьев находился на этом посту с 1946 по 1955 год и впоследствии перешел в новую открывшуюся школу-интернат.

Вся работа педучилища строилась на подготовке образованных и знающих свое дело учителей. Для этого оно снабжалось наглядными пособиями, учебниками, методической литературой. Была организована педпрактика в школах города.

В 1939–1940 учебном году педучилище переводят в общежитие, а основное здание готовят для госпиталя, так как страна готовилась к войне. В военное время в здании педучилища располагался госпиталь, однако педучилище не прекращало своей работы, хотя в военное время обучались практически только девушки. В архивном фонде Тамбовского областного военного комиссариата имеется список эвакогоспиталей эвакопункта № 92 от 3.02.1942 г., в котором значится, что в г. Кирсанове в здании, принадлежавшем педучилищу, располагался эвакогоспиталь № 1156 на 400 коек.

После войны в связи с сокращением рождаемости, сокращаются и заведения подобного вида и в 1951–1952 учебном году Кирсановское педучилище принимает в свой состав учащихся из Ржаксинского педучилища. Последний свой выпуск педучилище сделало в 1955 году, и окончило его 48 человек.

В 1955–1956 году в здании педучилища была открыта школа № 4, а в 1956 году по решению правительства СССР открываются новые учебные заведения: школы-интернаты. И школа № 4 меняет свой статус на школу-интернат.

В этих школах создаются все необходимые условия для всестороннего развития подрастающего поколения. Кирсановская школа-интернат была открыта в числе первых школ этого типа. Контингент детей обычный для всех школ-интернатов: сироты, дети матерей-одиночек, дети из многодетных семей. Вначале было 120 человек, 1–4 классы.

Энтузиастами первых четырех лет были директор школы-интерната А.С.  Воробьев, завуч В.М.  Романова, старший воспитатель А.Ф.  Ловягина, старшая вожатая Т. Прохорова, учителя начальных классов З.А.  Анисимова, М.В.  Щелкунова, учителя-предметники В.Я.  Конькова, Ю.А.  Байкулова, воспитатели В.М.  Осипова, М.Г.  Королева, З.С.  Мордовина.

В разное время директорами школы были: В.Я.  Соболев (1960–1970 гг.), Н.С.  Журавлев (1970–1981 гг.), А.Е.  Юмашев, В.А.  Евстратов (1981–1983 гг.). С 1983 Н.И.  Свиридова, ранее работавшая завучем школы-интерната, награжденная медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И.  Ленина, учитель высшей категории, отличник народного образования, ветеран труда. С 2005 г. на должность директора Кирсановской школы-интерната назначен А.Н.  Свинцов.

Завучем с 1983 г. была М.Н.  Леонидова, а с 1998 г. — Т.И.  Шевченко, организаторами внеклассной работы были И.И.  Куницын, Г.В.  Климчукова, В.П.  Саблина, Н.Н.  Дегтярева, Т.Н.  Разбоева, Н.А.  Неучева, а с 1996 г. Н.А.  Никанкина.

Старшими воспитателями в разное время были: В.А.  Мачина, А.Н.  Патрин, а с 1975 г. и по настоящее время В.И.  Николаев.

Старшими пионервожатыми: В.И.  Варлашкин, Г.В.  Климчукова, В.П.  Корнеева-Саблина, О.А.  Носаева-Доронина, Н.А.  Свинцова, И.А.  Филькина, Н.А.  Хахина, с 1997 г. Л.А.  Шевченко, в настоящее время В.П.  Саблина.

С 1973 г. школа-интернат стала общеобразовательной.

Первые годы школа размещалась в трех зданиях. В основном здании бывшего Кирсановского педучилища на первом этаже размещались учебные классы, на втором — спальня мальчиков, в здании, где теперь пищеблок, на первом этаже находилась столовая, а на втором — спальни девочек, в третьем здании (бывшая базовая школа Кирсановского педучилища, а теперь районный отдел образования) размещались начальная школа и спальня одного начального класса.

Все эти годы шло благоустройство школьного двора, усиленное строительство мастерских (швейной и столярной), которые были расположены в центре двора. Уже с первых дней педагогический коллектив встретился со значительными трудностями. Много вопросов приходилось решать педколлективу, среди которых ведущее место заняло трудовое воспитание и обучение детей. Труд стал основой всей жизни в школе-интернате. Первые трудовые дела были связаны с самообслуживанием (уборка спален, классов, дежурство по кухне, столовой в школе).

Основной задачей, которую поставили перед собой учителя и воспитатели с самого начала существования школы-интерната, была организация детского коллектива. Создание дружного, сплоченного детского коллектива началось с предъявления воспитанникам единых требований. Именно единые требования дают возможность установить в школе четкий режим и порядок.

В 1960–1961 г. произошла смена руководства школы, и увеличился контингент учащихся. Директором стал В.Я.  Соболев, завучем М.Н.  Логинова, старшей пионервожатой Т.Н.  Нефедова. Учащихся стало 240 человек.

В связи с увеличением воспитанников в школе старое здание требовало реконструкции. Тогда стал вопрос о строительстве типового здания общежития, которое было построено за два года и сдано в эксплуатацию в марте 1964 года. В 1964–1965 учебном году произошли существенные изменения в работе школы. В коллектив учащихся влились воспитанники из Котовской школы-интерната (7 класс), из Караульской школы-интерната (5–6 классы), на начало учебного года число воспитанников возросло до 365 человек, а в связи с этим увеличился и педагогический коллектив, школа стала семилетней. В школу пришли учителя со стажем и молодые специалисты. Коллектив пополнили Л.К.  Гранкина, В.М.  Кругликова, И.И.  Кривенко, А.А.  Федулова, Л.А.  Шибанкова, Н.Н.  Яркина, Р.И.  Булгакова, А.Г.  Булгаков.

В связи с обновлением детского коллектива и педагогических кадров перед руководством школы встала задача сохранить былые традиции. В основу работы, как и раньше, ложится выполнение правил поведения для учащихся, трудовое воспитание. Наряду с общими правилами были разработаны правила внутреннего распорядка школы-интерната.

Большое значение имело дежурство воспитанников, оно приучало их заботиться о школе, повышать требовательность друг к другу.

Дежурный класс делился на два звена: дежурные по школе и столовой. Четко определялись посты и обязанности дежурных. Дежурство воспитанников контролировалось советом дружины, а сейчас учкомом и дежурным педагогом. Итоги дежурства подводились, как подводятся и в настоящее время на общей линейке школы еженедельно.

Все, кто работает с детьми в школе, — люди увлеченные, преданные своему делу. В любых ситуациях найдут нужное слово для каждого ребенка, чтобы открыть добрый путь к сердцу маленького человека. Некоторые выпускники вернулись сюда уже в качестве учителей. Например, Ирина Владимировна Баранова сейчас преподает в школе математику, бывшая ученица Вера Петровна Корнеева — учитель начальных классов, а Надежда Владимировна Сенаторова — воспитатель. А если учесть, что здесь работает высококвалифицированный педагогический коллектив, ведь из 59 педагогов первую квалификационную категорию имеют 21 человек, вторую — 29 человек, пять человек являются отличниками просвещения, то за учебный процесс и успеваемость учащихся можно быть спокойными. Подтверждением этому является ежегодный выпуск медалистов.

Условия нашей школы позволяют ребятам полноценно жить и учиться, не выходя из здания. В 1999 г. Кирсановская школа-интернат была признана лучшей в области среди учреждений подобного типа. И именно этот год был ознаменован в школе-интернате годом областных семинаров и совещаний, где мнение участников было однозначным: «Есть чему поучиться!».

А 2006 год для школы будет юбилейным. Исполнится полвека с того момента, как в Кирсанове было открыто это общеобразовательное учреждение. За 50 лет наша школа ни на минуту не прекращала своей деятельности, и хочется надеяться, что самое лучшее время будет у нас еще впереди!
Л. Новосельская,
учитель истории школы-интерната.
.
Кирсановская газета, № 29-32,  23 февраля 2006 года.

Наверх