«История школы — история страны»
К 50-летию школы-интернатаСтарое здание школы-интерната, где теперь расположены полностью классы, было построено в 1900 году. Прежде здесь находилось реальное училище. Улица, на которой оно располагалось, называлась Тамбово-Саратовской, так как здесь проходила дорога на Саратов. Училище было открыто в 1908 г. и просуществовало до 1918 г. В архивном фонде Тамбовского губернского отдела народного образования имеется школьная карточка на Кирсановское мужское реальное училище с
В советское время здесь располагалась школа II ступени имени КИМа (коммунистического интернационала молодежи). Это был большой «комбинат», который занимал целых четыре здания. Одно из них и было
Вопрос о педагогическом техникуме впервые был поднят председателем Кирсановских трехгодичных педкурсов 2.09.1921 г., когда он в докладной записке в уездный отдел народного образования ходатайствовал о реорганизации Кирсановских трехгодичных курсов в педагогический техникум.
Кирсановский уездный исполнительный комитет 16.05.1928 г. сообщает отделу народного образования письмом за №
И с лета 1931 года в этом здании, принадлежавшем
Вся работа педучилища строилась на подготовке образованных и знающих свое дело учителей. Для этого оно снабжалось наглядными пособиями, учебниками, методической литературой. Была организована педпрактика в школах города.
В
После войны в связи с сокращением рождаемости, сокращаются и заведения подобного вида и в
В
В этих школах создаются все необходимые условия для всестороннего развития подрастающего поколения. Кирсановская школа-интернат была открыта в числе первых школ этого типа. Контингент детей обычный для всех школ-интернатов: сироты, дети матерей-одиночек, дети из многодетных семей. Вначале было 120 человек,
Энтузиастами первых четырех лет были директор школы-интерната А.С. Воробьев, завуч В.М. Романова, старший воспитатель А.Ф. Ловягина, старшая вожатая Т. Прохорова, учителя начальных классов З.А. Анисимова, М.В. Щелкунова, учителя-предметники В.Я. Конькова, Ю.А. Байкулова, воспитатели В.М. Осипова, М.Г. Королева, З.С. Мордовина.
В разное время директорами школы были: В.Я. Соболев
Завучем с 1983 г. была М.Н. Леонидова, а с 1998 г. — Т.И. Шевченко, организаторами внеклассной работы были И.И. Куницын, Г.В. Климчукова, В.П. Саблина, Н.Н. Дегтярева, Т.Н. Разбоева, Н.А. Неучева, а с 1996 г. Н.А. Никанкина.
Старшими воспитателями в разное время были: В.А. Мачина, А.Н. Патрин, а с 1975 г. и по настоящее время В.И. Николаев.
Старшими пионервожатыми: В.И. Варлашкин, Г.В. Климчукова, В.П. Корнеева-Саблина, О.А. Носаева-Доронина, Н.А. Свинцова, И.А. Филькина, Н.А. Хахина, с 1997 г. Л.А. Шевченко, в настоящее время В.П. Саблина.
С 1973 г. школа-интернат стала общеобразовательной.
Первые годы школа размещалась в трех зданиях. В основном здании бывшего Кирсановского педучилища на первом этаже размещались учебные классы, на втором — спальня мальчиков, в здании, где теперь пищеблок, на первом этаже находилась столовая, а на втором — спальни девочек, в третьем здании (бывшая базовая школа Кирсановского педучилища, а теперь районный отдел образования) размещались начальная школа и спальня одного начального класса.
Все эти годы шло благоустройство школьного двора, усиленное строительство мастерских (швейной и столярной), которые были расположены в центре двора. Уже с первых дней педагогический коллектив встретился со значительными трудностями. Много вопросов приходилось решать педколлективу, среди которых ведущее место заняло трудовое воспитание и обучение детей. Труд стал основой всей жизни в школе-интернате. Первые трудовые дела были связаны с самообслуживанием (уборка спален, классов, дежурство по кухне, столовой в школе).
Основной задачей, которую поставили перед собой учителя и воспитатели с самого начала существования школы-интерната, была организация детского коллектива. Создание дружного, сплоченного детского коллектива началось с предъявления воспитанникам единых требований. Именно единые требования дают возможность установить в школе четкий режим и порядок.
В
В связи с увеличением воспитанников в школе старое здание требовало реконструкции. Тогда стал вопрос о строительстве типового здания общежития, которое было построено за два года и сдано в эксплуатацию в марте 1964 года. В
В связи с обновлением детского коллектива и педагогических кадров перед руководством школы встала задача сохранить былые традиции. В основу работы, как и раньше, ложится выполнение правил поведения для учащихся, трудовое воспитание. Наряду с общими правилами были разработаны правила внутреннего распорядка школы-интерната.
Большое значение имело дежурство воспитанников, оно приучало их заботиться о школе, повышать требовательность друг к другу.
Дежурный класс делился на два звена: дежурные по школе и столовой. Четко определялись посты и обязанности дежурных. Дежурство воспитанников контролировалось советом дружины, а сейчас учкомом и дежурным педагогом. Итоги дежурства подводились, как подводятся и в настоящее время на общей линейке школы еженедельно.
Все, кто работает с детьми в школе, — люди увлеченные, преданные своему делу. В любых ситуациях найдут нужное слово для каждого ребенка, чтобы открыть добрый путь к сердцу маленького человека. Некоторые выпускники вернулись сюда уже в качестве учителей. Например, Ирина Владимировна Баранова сейчас преподает в школе математику, бывшая ученица Вера Петровна Корнеева — учитель начальных классов, а Надежда Владимировна Сенаторова — воспитатель. А если учесть, что здесь работает высококвалифицированный педагогический коллектив, ведь из 59 педагогов первую квалификационную категорию имеют 21 человек, вторую — 29 человек, пять человек являются отличниками просвещения, то за учебный процесс и успеваемость учащихся можно быть спокойными. Подтверждением этому является ежегодный выпуск медалистов.
Условия нашей школы позволяют ребятам полноценно жить и учиться, не выходя из здания. В 1999 г. Кирсановская школа-интернат была признана лучшей в области среди учреждений подобного типа. И именно этот год был ознаменован в школе-интернате годом областных семинаров и совещаний, где мнение участников было однозначным: «Есть чему поучиться!».
А 2006 год для школы будет юбилейным. Исполнится полвека с того момента, как в Кирсанове было открыто это общеобразовательное учреждение. За 50 лет наша школа ни на минуту не прекращала своей деятельности, и хочется надеяться, что самое лучшее время будет у нас еще впереди!
Л. Новосельская,
учитель истории школы-интерната.
.
Кирсановская газета, № 29-32, 23 февраля 2006 года.