Герб города Кирсанова

Приглашает «Радуга»

На днях стала свидетелем разговора двух женщин в Доме торговли горторга.
- Где же купить хороший костюм мужу? - сетовала одна.
- А я не могу найти себе зимнее пальто, - отозвалась дру¬гая.

Не открою секрета в том, если скажу, что товаров в мага¬зинах катастрофически не хватает, а полки пустеют. По сути дела торговля, идет всем тем, что годами лежало на прилав¬ках. Правда, иногда что-то дефицитное "выбрасывают”, и тогда длинные, извивающиеся в несколько рядов очереди "украшают" магазины и улицы возле них.

Как же быть? Где взять именно то, что нужно людям? Во¬прос сложнейший. И конкретно ответить на него вряд ли кто сможет. Но бесспорно одно, выход надо искать.

Одной такой "отдушиной" видится мне сервис службы быта или службы хорошего настроения, как ее еще называ¬ют. Не спорю, что не всегда она оправдывает такое название, о чем были публикации и в нашей газете. Однако она, по мо¬ему мнению, несколько разряжает обстановку в трудный для нас период и смягчает дефицит отдельных товаров в торгов¬ле, компенсируя частично их заказными изделиями.

Речь пойдет об ателье первого разряда "Радуга". Оно сей¬час буквально завалено различными заказами. Там старают¬ся принять все меры к тому, чтобы удовлетворить спрос на одежду.

С мыслью об изучении этой проблемы пришла в ателье, чтобы в газетных рамках, по возможности рассказать о его работе.

Вас встретят с комфортом
Приемный салон приятно поразил меня новизной и эсте¬тичным интерьером, выполненным с учетом технических требований и выдержавшим проверки двух представитель¬ных комиссий, принимавших салон после недавнего ремон¬та. Кажется, что все элементы отделки, все предметы в сало¬не словно зазывают сюда заказчиков. Всевозможные стенды - с направлением моды на 1990 год, с обновлением одежды, с отделками к платью и другим рекламным материалом дают различную информацию заказчикам. Здесь же две куклы-ма¬некены, как живые смотрят на посетителей, предлагая изящ¬ные платья, сшитые по журналу ФРГ "Бурда моден”. Гото¬вится и третья кукла-манекен с модной мужской одеждой.

А на большой красивый палас в цвет вишневых с оборками шелковых штор на окнах, даже жалко наступать - запачка¬ешь. Благо его середину покрыли пленкой.

Есть даже "зона" для комфортного отдыха. Ожидая прием, посетитель может посмотреть передачу по новому цветному телевизору, полистать журналы мод, выпить стакан газиро¬ванной воды. Как мне сказали, есть задумка на будущее - угощенье чашкой чая (чайный сервиз уже куплен), но эта услу¬га связана с водопроводом, которого, к сожалению, пока нет. В углу расположились две новые витрины с тканями.

Радуют глаз и обновленные примерочные кабины. В них на видном месте висит информация об обслуживающих за¬кройщиках и специальная памятка для клиентов о фурниту¬ре во избежание затягивания сроков пошива с их стороны.

Изменений много
О том, что ателье перешло на хозрасчет, узнала от заведу¬ющей В, В. Ефремовой. Мне же ателье хочется назвать "до¬мом заботы о людях", который, кстати, опять перешел в под¬чинение ГПО бытового обслуживания.

Как ателье перестраивает работу, можно сулить по одной выразительной цифре. Если раньше оно было планово-убы¬точное и убытки от этой "деятельности" доходили до 70 ты¬сяч рублей, то теперь появилась (пусть пока небольшая, все¬го три тысячи) прибыль. И эта первая победа вселяет уверенность в правильности выбранного курса.

Что же изменилось в ателье? И за счет чего ежемесячно выполняется план? Подвижек у бытовиков много. Вот они.

Прежде всего, изменилась организация и оплата труда. Если раньше заработную плату коллектив получал за выпущен¬ную продукцию, то теперь - только за реализованные заказ¬чикам изделия. Что это дало? А это значит, что все работни¬ки и в первую очередь портнихи стали явно заинтересованы в том, чтобы пальто или платье было сшито точно в срок и качественно. Не случайно на складе готовой продукции то и дело слышны их вопросы: "Пальто взяли?" или "Напишите, пожалуйста, открытку, чтобы пришли за брюками". Так отпа¬дает безразличное отношение к нуждам заказчиков.

Строгие правила
Повышению культуры обслуживания населения способст¬вуют и действующие с февраля прошлого года новые прави¬ла бытового обслуживания. Они строги и приучают людей к порядку и дисциплине. За каждый день просроченного заказа по вине ателье последнее платит штраф в размере одного про¬цента от стоимости пошива. Другими словами, если пальто, к примеру, будут шить за 50 рублей и пошьют его на десять дней позже срока, то за работу заказчик заплатит на пятерку меньше, или 45 рублей. Разницу же в оплате стоимости рабо¬ты берут с виновника в бригаде. Как подтверждение - брига¬да Л. Бычковой уплатила причитавшийся штраф за задержку платья. Если же заказное изделие будет пошито с отклонени¬ями по качеству, то стоимость работы снижается на 20 про¬центов. Изделие возвращается на переделку, а разницу в по¬шиве относят также за счет виновных. Такие, скажем прямо, жесткие правила стимулируют качественные показатели.

Но эти же правила требуют пунктуальности и от заказчи¬ка. А именно, если он не придет вовремя, пролежит готовое изделие на складе, то и заказчик выплатит такой же штраф - один процент за каждый день хранения от стоимости пошива. Но, как мне сказали, никого еще из заказчиков не штрафо¬вали. По-видимому, жалеют. Однако нелишне напомнить, что зарплата рабочих напрямую связана с реализованной продук¬цией. Поэтому все пункты правил должны четко работать.

Как наладить ритмичность
В ателье заведена так называемая книга движения заказов, которая, как паспорт о человеке, содержит все необходимые данные о заказе. А главное - сроки принятия и выдачи одеж¬ды, проведения примерок. Все это положительно влияет на производственную дисциплину, помогает улучшить кон¬троль и учет (больное место ателье), снизить число претен¬зий. Их становится все меньше.

И еще, 1 декабря была введена новая должность. Светла¬на Рыжкова, которая работала ранее на самозакрое, прекрас¬но шила, по словам заведующей, очень способная в швейном деле, ныне художник-консультант. Она первая встречает в са¬лоне заказчиков и подбирает им фасон в зависимости от ви¬да ткани, возраста, назначения одежды, их телосложения. Зарисовывая понравившийся фасон на ’’силуэтке", она эко¬номит время у закройщиков, которые снимают только мерку. Да и у заказчиков теперь меньше отказов в связи с непроду¬манным фасоном платья. Светлана учится заочно в швейном техникуме, желая глубже знать швейное производство.

Приятный сюрприз
Делаются шаги и по внедрению новых методов обработки деталей. Среди них фирменная отделка - стежка подкладки с орнаментом украшает пальто. Новая крученая вешалка зна¬чительно прочнее (все мы испытали не раз неприятности, связанные с ее обрывом). Новое в технологии применяют и в обработке брюк.

Изменения в лучшую сторону в обслуживании заказчики уже почувствовали на себе. Так, вместо традиционной рань¬ше выдачи готового изделия со склада даже не завернутым в газету, заказ сейчас упаковывают в просторный целлофано¬вый пакет с вложенным фирменным знаком службы быта - СВ. Совершенно неожиданный сюрприз и притом приятный.

Настоящая хозяйка
Заведующая ателье Валентина Васильевна Ефремова - беспокойный человек. Всегда одетая по моде, что, безуслов¬но, соответствует месту работы, она первая пропагандирует моду. Знала я Ефремову и раньше, поэтому вижу ее профес¬сиональный рост. Она специалист с высшим образованием, заочно окончила Ростовский институт бытового обслужива¬ния населения. Как настоящая хозяйка "дома заботы о лю¬дях", она много делает для них. Сама едет за тканью в Рассказово. Умет, Гавриловку, Тамбов и привозит трико на кос¬тюм, драп на пальто. Портнихи знают, если уехала заведую¬щая, то ткань привезет, и они будут обеспечены работой. Смогла привезти из Тамбова новую чехословацкую машину для выметки петель.

Очень переживает за производство, принимает меры, что¬бы справиться с имеющимися трудностями.

Валентина Васильевна рассказывает:
- План мы выполняем всегда. За два месяца пошили 130 женских пальто и к 53 из них пришили воротники из меха норки, песца. Где это было видано? Некоторые пальто висе¬ли раньше на складе подолгу, потому как были без воротни¬ков. Не всегда воротники попадали по назначению. Доволь-ны, например, работница фабрики "Победа" Загороднева и жительница села Калаис Дегтярева хорошо сшитыми зимни¬ми пальто с такими воротниками.

Да, при нынешнем трудном положении с товарами в мага¬зинах такие заказы в ателье просто находка. Желающих пошить пальто записывают в очередь сроком на три месяца из- за того, что много заказов. Если в прошлом на долю полуфа¬брикатов падало 30 процентов от выпущенной одежды, те-перь, по словам В. В. Ефремовой, только пять. Остальные все - заказы, то есть служба быта стала больше заниматься своим делом, а не торговлей полуфабрикатами.

Вот эти руки, руки золотые
В кабинет к заведующей вошли Г. Е. Платонова, бригадир с 20-летним стажем, и контролер Н. М. Першина. Они при¬шли спросить про боковые швы, которые при стачивании сильно посаживались. Без сомнения - выход будет найден, если об этом заботятся сами бытовики. На

вопрос: "Как идут дела?" Галина Егоровна ответила:
- Брючной ткани мы получаем недостаточно, но и без де¬ла не сидим. Берем любую работу - шьем куртки, делаем ре¬монт одежды, так что план выполняем.

А Валентина Васильевна называет имена тех, чьи умелые руки шьют обновки для людей. Среди них закройщицы женской верхней одежды Надежда Щербинина и Тамара Непрокина, легкого платья Вера Смородинова. К ним всегда заказ¬чики стоят в очереди. Опытная закройщица и мужской верх¬ней одежды 3. К. Тимошина.

А вот запись заказчицы о закройщице Махониной: "Отме¬чаю вежливое отношение закройщицы Надежды Махониной к клиентам. Благодарю за хороший раскрой детской одеж¬ды", - такой отзыв дала жительница Кирсанова Подхватова.

В бригаде А. А. Тундровой Алла Верещагина обрабатыва¬ет воротники. У нее поистине золотые руки, всегда шьет ма¬стерски, без брака. Хорошо справляется с трудоемкой работой и Мария Незабудкина.

Старательно работает в бригаде А. В. Кулик портниха Т. Ф. Степанкова. Помимо своей детали она безоговорочно бе¬рет в работу весь сложный ремонт одежды и норму выработ¬ки доводит до 130 процентов.

Портниха В. А. Полоумова в бригаде Л. Г. Макеевой - то¬же высококвалифицированный специалист. В любой момент при необходимости она заменяет бригадира, выручает тем самым бригаду. Это в ее адрес в книге жалоб и предложений записал ленинградец В. В. Васильев, находясь проездом в ко¬мандировке: "Прошу объявить благодарность мастеру Поло- умовой за отлично отремонтированный пиджак, за сроч¬ность и качество заказа".

Проявляя, как принято говорить, чувство сострадания и милосердия, работники ателье обслуживают на дому инвали¬дов и участников войны. Так, Н. Щербинина ходила домой на Коммунистическую, 25 к пенсионерке А. П.Рыбак, которой сшили пальто из ткани лаке. А участнику войны П. С. Милохину с улицы Комсомольской, 3 сшили пиджак и брюки.

Содружество и творчество
Коллектив ателье работает над пропагандой новой моды, разрабатывает и демонстрирует модели одежды. Одну из де¬монстраций провели на празднике города в Доме культуры, подготовив 26 новых моделей. Особенно постарались за¬кройщицы В. Смородинова. Г. Непрокина, Н. Щербинина, бригады легкого платья JI. Бычковой, Г. Зингер и женской верхней одежды А. В. Кулик, А. А. Гундровой.

Теперь оформляют пять слайдов с подсветкой размером 80x80 сантиметров, которые отражают "моду-90" и будут служить в салоне образцами моделей для заказчиков. Можно сказать, что бытовики находятся в поиске.

Послесловие
Далека от мысли, что у службы быта все гладко. И сейчас еще встречаются конфликтные ситуации, недовольство за¬казчиков. Поэтому предвижу возможные возражения. Но, взяв за правило, "Заказчик всегда прав”, руководство ателье и ГПО бытовою обслуживания распутывают узлы сложных взаимоотношений заказчиков и службы быта, не остаются равнодушными к людям. В подтверждение - еще один при¬мер о том, как осенью пришлось Валентине Васильевне Еф¬ремовой нанимать легковую автомашину, чтобы отправить закройщицу в Ковылку. где назревал конфликт по поводу срока пошива пальто. Порядок был наведен. Заказчица, в конце концов, осталась довольна.

Так что пути решения проблем при желании всегда мож¬но найти.

Выходя из ателье, одна из заказчиц сказала:
- По крайней мере, здесь можно приобрести обновку, ко¬торую не найдешь в магазине.
Думаю, что дальнейшие комментарии излишни.

© А.С. Харламова. Пока живу - помню, пока пишу - живу, 2008 г.

Наверх