Герб города Кирсанова

«Учиться отделять зерна от плевел»

Календарь стремительно отсчитывает первые дни и недели второго года работы Государственной Думы четвертого созыва. Эта хотя и не круглая дата - повод оглянуться в недавнее прошлое и проанализировать основные направления деятельности нижней палаты парламента. Итак, что стало главным в этой деятельности?

На этот и другие вопросы отвечает депутат Государственной Думы от Тамбовского избирательного округа № 171, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций И. Васильев.

- В целом обозначить главное и второстепенное в работе парламента довольно затруднительно. Главным образом потому, что "второстепенных" законов не бывает. Многие принимаемые ныне законы не всегда носят сиюминутный практический характер - учитывают ближнюю, а то и дальнюю перспективу. Их действие в полной мере, возможно, ощутят лишь наши дети и внуки.
Если все же попытаться выделить что-то главное, то, на мой взгляд, это реформирование политической системы страны. Речь, в частности, об изменении порядка выборов глав регионов. Считаю эти меры востребованными сегодняшней реальностью: исключительно важно укреплять так называемую "вертикаль власти" и тем самым - само наше государство.

Правда, от некоторых избирателей округа я получил предложения о том, чтобы назначать и руководителей муниципальных образований. Понимаю, что в таких предложениях присутствует обеспокоенность судьбой глубинки - городов и районов, сел и деревень. Тем не менее, согласится с ними не могу - у местного самоуправления свои, специфические задачи, круг которых очерчен главным образом простыми житейскими проблемами. Полагаю, что избранный населением глава администрации района или сельсовета с ними справиться лучше какого-либо "назначенца". Другое дело, что людям, как и в любом другом деле, надо научиться отделять зерна от плевел, и выбирать себе в руководители умелого управленца-менеджера.

- Иван Афанасьевич, наряду с реформированием политической системы парламент в очередной раз дал "добро" правительственному проекту изменения межбюджетных отношений. В результате этого те же органы местного самоуправления ныне почти целиком окажутся в зависимости от регионального бюджета, а дотационный регион в свою очередь - от федерального…
- Вряд ли возможно межбюджетные отношения выстроить так, чтобы все были довольны… В последнее время, например, было высказано немало сомнений и даже критических замечаний по поводу монетизации льгот труженикам тыла, ветеранам труда, лицам, пострадавшим от политических репрессий. Дескать, в областном бюджете не найдется для этого необходимых средств. Трудностей, действительно, здесь не избежать. Но напомню, что на 2005 год из федерального бюджета запланирована финансовая поддержка для Тамбовской области в сумме более трех миллиардов рублей. В этой сумме заложены необходимые средства (свыше 600 миллионов рублей) и для названных категорий льготников. Как видим, каких-либо серьезных оснований для беспокойства пока нет.

Добавлю заодно, что при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2005 год я внес 47 поправок. Ряд из них непосредственно касаются финансирования социальной сферы Тамбовской области. Важно ведь, чтобы "тамбовская строчка" обязательно была записана в ту или иную целевую федеральную программу. В этом случае появляется надежда на получение адресных финансовых ресурсов из федерального центра.

- Скоро депутаты Государственной Думы будут выбираться исключительно по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Значит, конкретный избирательный округ останется без своего представителя в центре?
- Формально, да. Но у нас, к примеру, можно заложить требование обязательного разделения партийных списков на региональные группы с включением в них кандидатов от всех субъектов РФ. Этой цели может служить и возвращение к системе прямых выборов членов Совета Федерации, о чем уже высказался Президент России В. Путин.

Чем же вызван новый порядок выборов? Если перефразировать известную поговорку, то один депутат в зале заседаний парламента - не воин… Любое, даже самое ценное, его предложение может быть "забаллотировано" без поддержки большинства. Следовательно, для начала надо заручиться хотя бы поддержкой отдельной фракции, а позже и ее союзников. Только таким путем можно обеспечить прохождение законопроекта до окончательного и положительного решения.

Заглядывать в будущее сложно, но хочу однозначно подчеркнуть: при любом раскладе я лично намерен и в дальнейшей "присутствовать" на Тамбовщине. Во-первых, потому что не в моих нравственных правилах забывать о данных людям обещаниях. Во-вторых, не без моего участия в область сейчас привлекаются значительные инвестиции. Следовательно, не исключено, что понадобится что-то вроде "надзорного контроля" за их целевым и эффективным использованием. Согласитесь, имея солидные депутатские полномочия, можно будет, что называется, по ходу дела "гасить" возникающие недоразумения с проектировщиками, подрядчиками, поставщиками оборудования, да и с органами местной власти. Свою идею постараюсь довести до логического завершения, то есть до сдачи намеченных объектов в эксплуатацию и получения продукции на новом производстве. Ну, а потом сама жизнь подскажет варианты взаимоотношений.

- По поводу названных вами инвестиций хотелось бы узнать некоторые подробности. Откуда миллиарды?
- На мое предложение о том, чтобы отечественный бизнес вкладывал деньги в развитие по преимуществу аграрной и тем самым перспективной Тамбовской области, откликнулись крупные финансово-кредитные структуры и федеральные ведомства. Не сразу, конечно, откликнулись. Понадобились многочисленные переговоры и доказательства выгодности проектов. Здесь, впрочем, надо отметить настойчивость и своего рода дипломатического искусство губернатора области О. Бетина, а также участие председателя областной Думы В. Карева, ряда других руководителей региона.

- А на каких условиях предоставляются эти инвестиции? Не ляжет ли впоследствии эта ноша на тощий областной бюджет?
- За инвестиции принято рассчитываться. Но условия, на которых приходят в Тамбовскую область дополнительные капиталовложения, самые приемлемые. Что касается областного бюджета, то он не будет нести какой-либо ответственности за использование привлекаемых средств. Схема взаимоотношений здесь иная.

Общий объем таких инвестиций равен примерно 12 миллиардам рублей - почти двум годовым бюджетам области. Они будут использоваться для реализации программы развития экономики области на период до 2010 года. В частности, намечается строительство целого ряда аграрных объектов - комплексов по выращиванию свиней и крупного рогатого скота, птицефабрики, предприятий по производству готовой мясной и молочной продукции, пектина, а также оздоровительного центра для тружеников села. В Тамбовской районе, например, предполагается возведение мощной плодоовощной базы, а во всех остальных районах области - открытие пунктов по приему от коллективных хозяйств и сельских подворий урожая садов и овощных плантаций. Цель - без каких-либо посредников выйти с добротной тамбовской продукцией, скажем, на емкие рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Всего же программа предусматривает строительство полутора десятков новых предприятий, на которых будет занято не менее 15 тысяч человек. По самым скромным подсчетам, появится возможность получить для доходной части областного бюджета дополнительно более пяти миллиардов рублей. Надеюсь, что в самое ближайшее время проект перейдет в фазу практического воплощения.

- Вы регулярно встречаетесь с избирателями округа. С какими вопросами чаще всего они к вам обращаются?
- Если коротко, с элементарно житейскими. В течение года. к примеру, было свыше 3000 обращений избирателей, в том числе и в общественные депутатские приемные, открытые недавно в городах и сельских районах. Среди основных проблем - жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские… Без внимания не оставляю ни одного обращения. Стараюсь поддержать людей не только в моральном или правовом плане, но и в материальном.

В связи с обращениями избирателей не могу не обратить внимания на следующее обстоятельство. Многие вопросы, с которыми люди идут к депутату Государственной Думы, вполне решаемы на месте. К сожалению, должная чуткость еще не стала повсеместным правилом в общении исполнительной власти с гражданами.

- В заключение, Иван Афанасьевич, о предстоящей светлой дате - 60-летия Великой Победы. Что, на ваш взгляд, должна сделать власть всех уровней для того, чтобы участники Великой Отечественной войны не остались на обочине повседневного внимания?
- Главное, чтобы за частоколом дежурных фраз почувствовать боль, нужды и проблемы тех, кто в суровую годину защитил страну от фашистского нашествия. А для этого, в чем я убеждаюсь при каждой очередной встрече с участниками войны, не так много и требуется. Одному помочь в ремонте протекающей крыши, другому - в доставке топлива, третьему - в документальном оформлении положенных по закону льгот… Считаю, что все это посильно для региональной и местной власти. Со своей стороны обещаю, что обращения ветеранов-фронтовиков и впредь останутся для меня наиболее важными и первостепенными.
С. Сергейчик.
("Тамбовская жизнь" от 5 января 2005 г.)
(Дано с незначительными сокращениями)

«Наш Кирсанов», № 3 (381), 19 января 2005 г.

Наверх