Герб города Кирсанова

Овсянников И.
Патриарх Малого театра - наш земляк


К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Николая Анненкова

Случай уникальный в истории мирового театра. Ни в одной Книге Гиннеса подобного не обнаружишь: 21 сентября театральная общественность Москвы, труппа Малого театра отметили 100-летний юбилей выдающегося актера современности Героя Социалистического Труда, профессора и художественного руководителя театрального училища имени М.С. Щепкина, трижды лауреата Сталинской премии Николая Александровича Анненкова. Уникальность этого случая состоит не в том, что наш земляк дожил до этой почетной даты (такие случаи встречались и встречаются), а в том, что он свой юбилей встретил на сцене Малого театра, исполняя роль Луп-Клешнина в драме А.К. Толстого "Царь Борис". Кроме названой роли, он исполняет еще и Фирса в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад". Сам он по этому поводу говорит без ложной скромности: "Такого не бывало еще никогда и нигде на земле. Не было ни в Америке, ни в Англии, ни во Франции… Только у нас в России". И это действительно так.

А начинал Анненков свой путь в искусство… Впрочем, все по порядку. Родился Николай Александрович Кокин (Анненков - его театральный псевдоним) в селе Инжавине в купеческой семье. Детство прошло на берегах Вороны. Закончил церковно-приходскую школу, затем Тамбовское реальное училище. Об актерской карьере не помышлял. Мечтал стать инженером-путейцем, сдал экзамены в Московский институт железнодорожного транспорта. И тут грянула революция. Великая Октябрьская. И она закружила юношу в своем вихре. Он по этому поводу говорил: "С момента прихода Советской власти у меня было интуитивное ощущение, что это моя власть, близкая сердцу… Поэтому я и вступил добровольно в Красную Армию". Демобилизовался же он из нее только в 1922 году. То есть прошел тяжелые кровавые университеты гражданской войны. Были в его военной одиссее и радостные страницы - участие в армейском драматическом кружке. Не это ли определило дальнейший интерес да и саму судьбу Николая Александровича? Впрочем, если быть до конца точным, то следует вспомнить, что впервые на театральные подмостки он поднялся в родном Инжавине, выступал и в Народном доме города Кирсанова. Об этом юбиляр вспоминал с улыбкой: "Как всегда, в драмкружке не хватало исполнителей мужских ролей - мне и дали роль старика, у которого всего одна фраза была, всякий раз, как только он появлялся, говорил: "Мне бы сейчас рюмочку водки и пирожок с капустой". Я имел успех - вернее фраза моего "гостя". Потом я стал получать роли более молодых героев".

Одним словом, театр околдовал молодого провинциала, и он подался в Москву. Здесь на Смоленской площади была сценическая площадка, на которой выступали самодеятельные артисты и профессионалы. Все они приехали в столицу, как сказал поэт, на ловлю счастья. И счастье улыбнулось инжавинцу: его заметила мать знаменитой Елены Гоголевой (тоже актриса) и посоветовала поступить в один из профессиональных театров Москвы. Обещала содействие и поддержку. Но он выбрал другой путь - учебу в училище при Малом театре, увлекся системой Станиславского и овладел ею в совершенстве.

А начинал свою профессиональную жизнь в 1924 году у самого Остужева. Это он вводил его на роль Мити в пьесе А. Островского "Бедность не порок" (кстати, Островский стал его любимейшим драматургом). За 75 лет Николаем Анненковым на сцене Малого театра сыграно более трехсот ролей, да каких! В его активе сложнейшие роли мирового классического репертуара. Вот несколько из них: Жданов в "Доходном месте", Басов в "Дачниках", Молчалин в "Горе от ума", Григорий Отрепьев в "Борисе Годунове", Ихменев в "Униженных и оскорбленных", Черкун в "Варварах", Орловский в "Лешем", матрос Швандя в "ЛюбвЯровой"… Дело в том, что наш земляк - актер без амплуа, ему по плечу любая роль. И всегда он убедителен и высоко профессионален. Для него характерна исключительная концентрация душевных сил, а о его работоспособности ходят в театре легенды. Он стремился обогатить системой Станиславского творческий метод Щепкинского дома (как часто называют Малый театр) и во много преуспел в этом. Вот что говорят о нем его коллеки, большие мастера театрального искусства.

Виталий Соломин, художественный руководитель Малого театра, ученик Анненкова: "Анненков - это уникальная фигура. Дожить до таких лет в наше время - это уже подвиг. Но выходить на сцену, играть Фирса в "Вишневом саде" - это случай беспримерный, единственный в своем роде. Анненков - это рыцарь подлинной сцены, символ актерского мужества и трудолюбия. Спасибо инжавинской земле, что она вырастила, родила такого удивительного актера и человека".

А. Яблочкина: "Анненков - артист тонкий, человечный, с очень сильной лирической нотой. Любознательный, жадный ко всему новому".

Т. Битрих-Еремеева: "Я счастлива, что встретилась в работе с Николаем Александровичем Анненковым, в котором нашла доброго партнера, правдивого и мудрого артиста".

Э. Марцевич: "Николай Александрович Анненков - ревностный и верный служитель театральной религии, исповедующий правду, человечность и красоту".

В. Коршунов: "Анненков - уникальный пример подвижничества, одержимости, которые помогают оставаться на сцене".

… Могучий старец стал живой историей Малого театра, хранителем великих традиций, идущих от Щепкина, Мочалова до Царева, Рыжовой, Ильинского, Турчаниновой и Садовских. Он до последних дней чаровал своим искусством, поражая всех нас высочайшим мастерством. "Для меня работа и есть счастье, - говорил он. - И только она дает мне силы, чтобы жить".

Журналист Леонид Жмырев обратился к патриарху московской сцены перед его кончиной с просьбой сказать несколько слов тамбовцам. "Скажите моим дорогим землякам, что я так же горячо люблю тамбовскую землю и ее людей, как в молодости. И хотя я покинул Инжавино почти 80 лет назад, сердцем я не расставался с родным краем никогда. Пусть мои земляки мужают в наше трудное время, не бросают друг друга в беде и надеются на лучшее".

"Кирсановская газета", 20 октября 1999 г.

Наверх